Крымская эвакуация в 1920 году

10 ноября 1920 года вышел приказ по Флоту о Крымской эвакуации, которой завершилось отступление Добровольческой армии. В течение трёх дней на 126 судов были погружены войска, семьи офицеров, часть гражданского населения крымских портов – Севастополя, Ялты, Феодосии и Керчи. В добровольное изгнание отправились 150 тысяч человек. Из всех судов лишь два не дошли до Турции. Эскадренный миноносец «Живой» затонул в черноморской пучине. Ещё одной потерей стал катер «Язон», шедший на буксире парохода «Эльпидифор». Ночью команда, насчитывавшая 10-15 человек, обрубила буксирные тросы и вернулась в Севастополь.

Организация Русской эскадры
21 ноября 1920 года Флот был реорганизован в Русскую эскадру, состоящую из четырёх отрядов. Её командующим был назначен контр-адмирал Кедров, которому было присвоено звание «вице-адмирал». Первого декабря Совет Министров Франции согласился направить Русскую эскадру в город Бизерта в Тунисе.

Переход в Бизерту
Как только Бизерта была определена французским правительством окончательной базой стоянки, корабли вышли в море. Эскадра не принадлежала ни одному из государств и находилась под покровительством Франции, шла под конвоем французских кораблей. Андреевские стяги реяли за кормой, но на гротмачтах подняли французские флаги. Переход совершался в самое ненастное время года.

В конце 1920 года, обогнув полуостров Пелопоннес, один за другим русские корабли бросали якорь в тунисском порту Бизерта. 23 декабря 1920 года первым в Бизертский порт вошёл пассажирский пароход «Великий князь Константин». На борту, кроме команды, было множество гражданских лиц. Русская эскадра прибыла в Бизерту со своими корабельными церквями и морским духовенством. В составе эскадры насчитывалось 13 православных священников. Православная паства гордилась своими духовными наставниками. Наибольшую известность получил протоиерей Георгий (Спасский).

К середине февраля 1921 года в тунисский порт Бизерта прибыла вся эскадра – 33 корабля, включая два линкора «Генерал Алексеев» и «Георгий Победоносец», крейсер «Генерал Корнилов», вспомогательный крейсер «Алмаз», 10 эскадренных миноносцев, три подводные лодки и ещё 14 кораблей меньшего водоизмещения, а также корпус недостроенного танкера «Баку». На судах было около 5400 беженцев.

Особенно торжественно был отмечен приход флагманского старого трёхтрубного крейсера «Генерал Корнилов», с которого в далёком 1905 году руководил Севастопольским революционным восстанием лейтенант Шмидт и который нёс большую боевую нагрузку на всём протяжении первой мировой войны: охотился за немецкими крейсерами «Гебен» и «Бреслау», обстреливал турецкое побережье, ходил в разведки, прикрывал минные постановки и сам ставил минные заграждения, топил турецкие торговые суда. Командующий эскадрой адмирал Кедров со своим штабом стоял на мостике крейсера и приветствовал каждое русское судно, уже стоявшее в порту. На этом же корабле размещался штаб генерала Врангеля.

Флагман эскадры – линкор «Генерал Алексеев» – был одним из самых современных кораблей того времени, лёгкий крейсер «Алмаз» – один из первых авианесущих кораблей Российского флота с «летающей лодкой» на борту. В Бизерту пришли русские подводные лодки последних проектов… Был также транспорт «Якут», пришедший в Крым из Владивостока перед самой эвакуацией. На нём в Бизерту эвакуировали кадетов и гардемаринов Морского корпуса. Однако больше всего в порт Бизерты пришло эскадренных миноносцев типа «Новик», это был самый современный класс кораблей. Миноносцы «Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий», «Пылкий», «Поспешный» были первыми в русском флоте серийными турбинными эсминцами. Эти корабли компенсировали отсутствие на Чёрном море современных крейсеров. В годы первой мировой войны они активно участвовали в боевых действиях, использовались на торговых коммуникациях, занимались минными постановками на побережьях Турции. На счету этих миноносцев свыше 30 турецких парусников, пять транспортов, буксир.

Самым современным кораблём эскадры многие считали транспорт-мастерскую «Кронштадт». Во время первой мировой войны он конкурировал в ремонте кораблей с севастопольским портом. В Бизерте впоследствии он давал работу сотням квалифицированных матросов.

Но были и «старые калоши», такие как переквалифицированный в линейный корабль броненосец «Георгий Победоносец», впоследствии ставший плавучей гостиницей для русских семей. На его специально оборудованной палубе проходили первое время православные церковные службы.

Сокращение состава и списание моряков на берег
По своему составу контингент беженцев наполовину состоял из крестьян, казаков и рабочих. Другая половина – из молодёжи (учеников средних учебных заведений и студентов), офицеров флота и лиц интеллигентных профессий – докторов, юристов, священников, чиновников и других.

Провиантом прибывших русских снабжали со складов французской армии. Некая часть снабжения осуществлялась стараниями американского и французского Красного Креста. Со временем количество пайков и их размеры начали сокращаться, а ассортимент – ухудшаться.

Сокращение ударило по личному составу эскадры. Его тоже пришлось уменьшать. К январю 1922 года – до 1500, а к лету того же года – до 500 человек. Это означало перевод на берег многих моряков и ухудшение снабжения офицерских семей.

В октябре 1922 года морской префект Бизерты получил приказание сократить личный состав Русской эскадры до 200 человек. Это было равносильно ликвидации. Начались переговоры, длившиеся несколько дней, которые закончились тем, что было разрешено оставить 348 человек. Командующему пришлось согласиться, хотя он не терял надежды увеличить это число путём ходатайства через Париж. Седьмого ноября было назначено списание, причём морской префект настаивал на скорейшем проведении этой меры.

Исход. Дмитрий Белюкин. Фрагмент

Исход. Дмитрий Белюкин. Фрагмент

Списание на берег влекло за собой нехватку жилья. Проблема эта вскоре проявилась со всей остротой. Тогда в плавучее общежитие быстро переоборудовали бывший броненосец «Георгий Победоносец», где поселили семейных моряков. Как вспоминают участники событий, флотские острословы тут же окрестили броненосец «бабаносцем». Остальных разместили в лагерях, оборудованных под Бизертой, с самого начала предназначенных для гражданских беженцев.

Остававшиеся на кораблях моряки продолжали нести свою, теперь вдвойне нелёгкую, службу. Надо было содержать в порядке вооружение, механизмы, машины. Зачастую это приходилось делать офицерам, ибо матросов не хватало. Надлежало проводить учения по боевой подготовке, осуществлять текущий и доковый ремонт.

Морякам в Бизерте выплачивалось символическое жалование. Заработная плата составляла от 10 франков – для рядового матроса, до 21 франка для командира судна в звании капитана 1-го ранга. Из источников тех лет узнаем: «Французское Морское Ведомство выдало всем членам Эскадры и Корпуса по два комплекта рабочего парусинового платья и по паре ботинок, что явилось значительным подспорьем к полученным в декабре 1920 года, по приходе в Бизерту, сукну на верхний костюм, белью, а также американским ботинкам».

Русская эскадра сумела обеспечить достаточно высокое медицинское обслуживание не только своей колонии, но и местного населения. До осени 1922 года на морском транспорте «Добыча» функционировала операционная. Для помощи заболевшим и временно потерявшим трудоспособность создали больничную кассу.

Уничтожение кораблей
Между тем, отношение французских властей к эскадре, её экипажам и командирам ухудшалось. Не довольствуясь сокращением личного состава и упразднением гардемаринских рот, они взялись и за корабли.

Начали французы с малых кораблей. Чтобы восполнить недавние потери своего флота в мировой войне, они ещё в июле 1921 года увели из Бизерты самый современный корабль эскадры – транспорт-мастерскую «Кронштадт», дав ему название «Вулкан». Во время первой мировой войны он конкурировал в ремонте кораблей с севастопольским портом. Здесь, в Бизерте, он давал работу сотням квалифицированных матросов. Ледокол «Илья Муромец» стал французским минным заградителем «Поллукс». Морское министерство приобрело и недостроенный танкер «Баку».

На 12 единиц пополнился флот министерства торгового мореплавания Франции. Итальянским судовладельцам достались транспорты «Дон» и «Добыча», мальтийским – посыльное судно «Якут». В конце декабря 1924 года в Бизерту прибыла советская техническая комиссия во главе с известным кораблестроителем академиком Крыловым. После тщательного осмотра эскадры комиссия составила список судов, которые должны были быть переданы СССР. В него вошли броненосец «Генерал Алексеев», шесть миноносцев, четыре подводные лодки. Поскольку не все корабли были в технически удовлетворительном состоянии, комиссия потребовала произвести необходимые ремонтные работы. Франция эти требования отклонила. Тогда свои услуги предложила Италия.

Однако Москва так и не дождалась передачи обещанных кораблей. В Западной Европе поднялась волна протестов против выполнения франко-советской договоренности по части передачи эскадры. Большинство государств опасалось, что это приведёт к чрезмерной активизации советской внешней политики. Особенно были встревожены правительства причерноморских и прибалтийских стран. С ними соглашалась и Англия.

Острая дискуссия развернулась в Лиге Наций. Да и в самой Франции, прежде всего, в сенате и колониальных кругах, громко заговорили о советской угрозе французским заморским владениям и морским коммуникациям. От имени российской эмиграции с резким протестом выступил барон Врангель.

Враждебная Советам кампания сделала своё дело. Франция уклонилась от выполнения соглашения по флоту. Корабли эскадры остались в Бизерте, но их судьба была незавидной. Лишённые необходимого повседневного ухода и с годами капитального ремонта, суда, несмотря на попытки консервации механизмов, ветшали, утрачивали мореходные и боевые качества. Одни из них французы успели продать тем или иным странам. Другие были обречены на демонтаж, продажу на металлолом. В обоих случаях экипажи снимали корабельные орудия, отсоединяли замки к ним, а затем сбрасывали те и другие в море.

По сути, большинство русских кораблей было оставлено на произвол судьбы. Началась агония Русской эскадры. Она длилась одиннадцать с лишним лет: корабли медленно разбирались по частям, снимались орудия, механизмы, медь и каютная отделка, затем были разобраны и сами корпуса. Последним пошёл на плаху линейный корабль «Генерал Алексеев». Началось и его четвертование. Но агония гиганта длилась долго: армия молотобойцев не скоро справилась с его могучим корпусом, и стук тяжёлых молотов долго отдавался в сердцах моряков.

С исчезновением «Генерала Алексеева» – гордости флота Врангеля – в бизертских водах не осталось русской морской силы… Однако его двенадцать 305-миллиметровых пушек, хранившихся на арсенале Сиди Абдалла, применялись в ходе второй мировой войны.

Последний день Русской эскадры
В мае 1924 года новое французское правительство начало переговоры с Советами и 28 октября официально признало Советское правительство. Через два дня морской префект, вице-адмирал Эксельманс приказал собрать на «Дерзком» всех офицеров и гардемарин. Старый адмирал сказал несколько слов. Он волновался, и не раз на его ресницах выступали слёзы. Истинный моряк, он сочувствовал морякам, но долг офицера повелевал ему исполнить приказание. Русские моряки должны были покинуть корабли. И они ушли…

По материалам:
www. letopisi.org/index;
reibert.info/threads;

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: