«Карская экспедиция 2015»

С 15 ноября в Кронштадтском Морском музее открылась выставка фотографий, сделанных
в ходе уникального исследовательского проекта по обнаружению и изучению судов, погибших
в годы Великой Отечественной войны – «Карская экспедиция 2015».

В 2014 году, когда группа энтузиастов-исследователей при поддержке компании «Фертоинг» и её морских инженеров отправились в Карское море, никто даже не представлял себе, что экспедиция добьётся таких серьёзных результатов! Ведь координаты затопления судов конвоя «БД-5» и ледокольного парохода «Александр Сибиряков» были неточными, и места их гибели только предстояло найти…

589CFtcaDnbJHY

Дни и ночи напряжённой работы в сложных метеоусловиях среди леденящих просторов Арктики дали свой результат: в 60 милях от острова Белый гидролокатор бокового обзора начал вырывать из тьмы морских глубин корпуса судов: транспорт «Марина Раскова», тральщики «ТЩ-118» и «ТЩ-114». Через несколько дней около острова Белуха был обнаружен и пароход «Александр Сибиряков»…

Эта экспедиция пролила свет на забытые страницы истории войны в Арктике и стала данью памяти людям, навсегда оставшимся в холодных водах Карского моря. И, казалось бы, дело сделано!

Но в 2015 году Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и ООО «Фертоинг» собирают новую экспедицию к найденным годом ранее судам. 12 августа 2015 года из Мурманска стартовало новейшее аварийно-спасательное судно «Балтика» с командой исследователей и инженеров на борту. Цель – погрузиться к обнаруженным объектам с целью их детального обследования и идентификации. В этом команде помогли гидроакустические комплексы подводного позиционирования, системы картирования дна высокого разрешения, водолазный комплекс с рабочей глубиной погружения до 60 метров, телеуправляемый подводный аппарат осмотрового класса «Mojave» с рабочей глубиной погружения до 1000 метров.

За 22 дня поисковых работ в акватории Карского моря морским инженерам компании «Фертоинг», историкам и краеведам Ямало-Ненецкого автономного округа удалось собрать обширный научный материал, позволяющий существенно дополнить историю Великой Отечественной войны в Арктике. Водолазы с борта судна «Балтика» совершили свыше 30 спусков на глубины до 50 метров, подводно-технические работы обеспечивал глубоководный телеуправляемый подводный аппарат.

В ходе работы экспедиции были обследованы корабли и суда трагически погибшего в августе 1944 года советского полярного конвоя «БД-5» – транспорт «Марина Раскова», тральщики ТЩ-114 и ТЩ-118. Проведено комплексное обследование ледокольного парохода «Александр Сибиряков», погибшего в августе 1942 года в бою с немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер». Кроме того, участники «Карской экспедиции» нашли и осмотрели немецкую подводную лодку U-362, уничтоженную в 1944 году тральщиком Северного флота ТЩ-116. Одновременно с морской частью экспедиции, поисковики на острове Белый, нашли и перезахоронили останки участников конвоя «БД-5», чьи тела вынесло на берег в спасательной шлюпке в 1944 году.

С палуб судов подняты элементы судовых конструкций и оружия, которые будут переданы для реставрации и экспозиции в тематические музеи Ямало-Ненецкого автономного округа и Минобороны России. На корпусах транспорта «Марина Раскова» и ледокольного парохода «Александр Сибиряков» водолазами экспедиции закреплены мемориальные таблички в память о погибших моряках, подготовленные Кронштадтским Морским музеем.

Уточнённые координаты погибших кораблей и судов нанесены на карту и переданы в Управление по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества Минобороны России для последующего объявления точек гибели братскими могилами советских моряков.

В течение всей экспедиции на борту судна «Балтика» находился флаг Кронштадтского Морского музея.

Илья Мельников, пресс-служба
ООО «Фертоинг»

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: