Мой город, ты самый лучший

С рожденья
Балтийского флота
Столицы защитник и брат
Со связкой ключей
от Кроншлота
Стоит легендарный
Кронштадт.
Над ним возвышается
строго
Морской златоглавый собор,
И бронзовый Пётр у порога
Глядит на Балтийский
простор.
Дорогие земляки, это небольшой фрагмент стихотворения о нашем с вами городе. То,
о чём говорится в этих строчках, хорошо знакомо и близко многим. Кронштадтцы считают, что и Морской собор, и памятник Петру I, и многое-многое другое – это что-то обычное, повседневное, ибо окружает нас каждый день. Многие родились на этой, омытой водами Финского залива и людской кровью, земле. Многие приехали сюда жить не так давно, но искренне полюбили островной уголок земли.
И даже трудности Кронштадта, которых хватает, как и везде, они считают своими.
Гости нашего города с первых минут знакомства с кронштадтцами, убеждаются в том, что это особый народ:
Здесь свой особенный
провинциальный шарм.
Встречаются здесь
флотские погоны.
Здесь все привыкли
к наводненьям и штормам,
И живы в памяти
петровские законы.
Пусть не велик,
но весь одет в гранит.
Тут вражьи сапожищи
не топтались.
Упрямый, гордо много лет
стоит,
Хоть уничтожить
и не раз его пытались.
Именно эти строки говорят об особенности Кронштадта
и его жителей. Близость культурной столицы и в то же время, вековая изолированность от мира создали условия для развития особого духа и характера островитян.
Каждый человек любит свою Родину, но, пожалуй, мало, кто так по-особому относится к родному городу. Многие жители Кронштадта хорошо знают его историю и гордятся ею. Случается, спросят гости, как пройти в порт, Петровский парк, в Морской собор, а в ответ получают не только улыбку, но и подробный рассказ о разыскиваемой достопримечательности. А то и более того, приезжих провожают, с гордостью рассказывая об улицах и памятниках. Даже сами гости Кронштадта потом удивляются, говоря, что такое проявление любви к своему городу видят впервые. Может быть, для вас, дорогие земляки, мои слова об особенностях кронштадтского менталитета – нечто из области фантастики? А вы попробуйте сами под этим углом посмотреть друг на друга и сравните со своим опытом путешествий по другим городам и странам. Видели ли вы где-нибудь подобное?
Воистину, Кронштадт достоин этой любви и гордости. Он по праву носит ту корону, которая была дарована ему Петром
в самом названии – Коронный город. Он постоянно подтверждает это имя на протяжении более чем трёх столетий. Его даже с Петербургом не спутаешь, хотя построен город по столичным архитектурным законам перспективы. Строго параллельные и перпендикулярные улицы с переулками, прекрасные сады и аллеи, старинные ограды
и классические фронтоны зданий – это всё европейский архитектурный блеск, доставшийся нам от столицы. Но пройдитесь вдоль Обводного канала, этакого уголка Малой Голландии, который, несмотря на обваливающиеся стены адмиралтейства и изодранную вандалами решётку, всё также величественен и монументален, всё также придает городу голландский оттенок. Где в Петербурге вы увидите такое? Многие приезжие говорят: «Как в Питере». Да ничего подобного. Кронштадтский Обводный канал – это не только пожарный водоём, но самое главное – это водная дорога. По ней привозили и увозили из Адмиралтейства различные грузы, которые поднимали прямо с судов в склады при помощи специальных устройств. Их остатки видны на адмиралтейских стенах и озадачивают наших современников по сей день.
Ещё одна особенность города – умение всё делать сообща. Мало, где вы увидите такое количество памятников, созданных и установленных на деньги, собранные, что называется, всем миром. Памятники Ф. Ф. Беллингсгаузену,
С. О. Макарову, П. К. Пахтусову возведены на пожертвования моряков и жителей города. Храм военно-морской славы, наш великолепный Морской собор тоже частично был построен на добровольные отчисления из жалования моряков всех сословий
и званий. Кронштадт – некий центр притяжения духовности
и талантов.
Сколько великих открытий сделано на маленьком острове, сколько доблестных имён в памяти города! Учёные, мореплаватели, путешественники, художники, поэты Кронштадта оставили свой след в истории России. Здесь бывали Пушкин, Крылов, учились
и жили Римский Корсаков, Даль
и многие известные деятели культуры.
Известна то ли легенда, то ли подлинная история о том, что Юрий Гагарин после полёта
в космос, побывав у кронштадтского футштока, сказал: «Теперь я знаю, где находится пуп земли». Ведь именно здесь есть тот ноль, от которого ведётся отсчёт всех глубин и высот на всех картах России.
Петербург – блистателен
и строг, Кронштадт – радушен, закалён ветрами и крепок духом, как и крепость, заложенная здесь Петром Великим. Петровский замысел устройства крепости сохранён правителями последующих эпох, каждый из них вносил свою лепту, и город от этого только хорошел и благоустраивался. Остановитесь на Петровской набережной – особом месте, где всё пронизано духом петровского Кронштадта. Это ощущение усиливает памятник основателю города, как некое присутствие самого Петра Великого. Когда-то здесь стоял весь Балтийский флот, улицы белели от бескозырок матросов, играли духовые оркестры, за строем моряков бежали мальчишки, во всём подражая им. У нас, коренных жителей, в такие моменты рождалось необычайное чувство гордости, причастности к морскому флоту, и это ощущение до сих пор сохранилось в сознании кронштадтцев.
Времена меняются, меняются нравы. Современной молодёжи трудно понять чувства зрелых людей, и может быть, они побежали бы, как мы, за строем матросов, если бы было за кем бежать. Однако черты морского кронштадтского характера заложены в наших детях подсознательно, а может и генетически. Они передаются вместе с архитектурой, культурой, традициями нашего особого города. Радует то, что восстанавливается флот, строятся корабли, увеличивается количество военнослужащих гарнизона, всё больше желающих поступить в Кронштадтский морской кадетский корпус, одно из лучших учебных заведений довузовского образования Министерства обороны. Всё возвращается на круги своя. А иначе и быть не может, ведь Кронштадт для того и строился. С самых первых дней, когда Петром отвоёвывались исконно русские земли, когда здесь зарождался флот России, решилась и судьба нашего города:
Щетинились жерлами пушек
крутые борта.
Стоял неприступной стеною
в заливе Кроншлот.
И швед в полной мере
прочувствовал силу пинка.
И взвился Андреевским
флагом на Балтике флот.
Менялись эпохи
правленья цариц и царей
Под славу открытий
и пушечный грохот побед.
От маленькой шлюпки
до грозных больших кораблей
Он вырос, чтоб знал своё место
нахальный сосед.
И нахальные «соседи» после этого «пинка» стали уважать,
а скорее, побаиваться русских.
А дальше больше. Росла военная мощь России. Об этом хорошо сказал император Александр III: «У России есть два друга: армия
и флот».
В Кронштадте это было на протяжении всего времени его существования, ведь город был сугубо военным и долгие годы был закрыт для посторонних глаз. В советское время даже фотографировать с набережных и в гавани было запрещено. Возможно, эта закрытость
и наложила особый отпечаток на Кронштадт и его жителей, «законсервировав» нашу культуру, наше мировоззрение. Недаром говорят, что кронштадтцы «не от мира сего». Да, у нас всегда был свой мир. Именно это помогло выстоять в годы войн, пережить блокаду. Кронштадт голодал, погибал под бомбёжками, но воевал как никто другой:

Как амбразуру телом
закрывал фарватер,
Как в горле кость
у вермахта он был…

Особенность нашего города прослеживается всегда и во всём. Почему это не замечают многие кронштадтцы? Да потому, что они к этому привыкли с рождения. Но независимо от того, привыкли мы или нет, любой житель Коронного города по сей день с гордостью говорит: «Мы из Кронштадта». Для всех нас наш город самый лучший:

Так впредь, как прежде,
городу сверкать
Жемчужиною
в Питерской короне…

Сергей СОКОЛОВ-ПЕРВОАПРЕЛЬСКИЙ, Галина ЛИС

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: