Кронштадтская Водолазная школа в 1896-1906 годах

Учебно-методическая работа Водолазной школы и партии

копияСпуск водолаза в гидротанкМы продолжаем рассказ о деятельности Кронштадтской Водолазной школы и о тех людях, которые внесли существенный вклад в становление и развитие водолазного дела на Российском флоте. Речь вновь пойдет о 1896-1906 годах, когда Водолазной школой командовал А. А. Кононов. Сегодня мы начинаем рассказ о научно-исследовательской, изобретательской и учебно-методической работе коллектива Водолазной школы.

27-го апреля 1897-го года был торжественно отпразднован 15-летний юбилей Кронштадтской Водолазной школы (КВШ) и партии. К этому времени «школа успела… настолько зарекомендовать себя, что в нее стали… поступать из различных мест и учреждений запросы и просьбы разных указаний и советов», в том числе из Главного управления кораблестроения и снабжения, из Главного Морского штаба, из различных министерств, ведомств, губернских учреждений и даже из заграницы.
20-го декабря 1897-го года приказом по Морскому Ведомству № 234 был учреждён особый знак, присваивавшийся всем офицерам, успешно окончившим курс в водолазной школе. В разработке эскиза этого знака принял непосредственное участие начальник КВШ капитан 2-го ранга А. А. Кононов.
Однако были в Водолазной школе и проблемы, требующие скорейшего решения. Одной из них было «полное отсутствие учебников, полная невозможность для водолаза, окончившего школу, повторить пройденное или справиться, когда понадобиться…». «В виду всего этого школа вынуждена была поторопиться с составлением учебников». К концу 1897-го года доктором Н. А. Есиповым был составлен учебник по физике, анатомии, физиологии и гигиене водолазного дела, напечатанный и представленный в Санкт-Петербурге в июне следующего 1898-го года. В то же время, в 1897-1898 учебном году, были опубликованы отчёты начальника КВШ А. А. Кононова о работах на броненосце «Гангут» и бывшего выпускника Водолазной школы, никогда не терявшего с ней связь, мичмана А. Е. Арцыбашева «Водолазное дело в иностранных флотах». В 1902-м году вышел в свет «Учебник по водолазному делу», составленный самим начальником Водолазной школы и партии А. А. Кононовым.

Введение новых предметов

С приходом в Кронштадтскую Водолазную школу нового молодого руководителя обновился не только преподавательский состав коллектива, изменениям подверглась и вся учебная программа. Ещё осенью 1896-го года для обучения грамотности нижних чинов был специально приглашён частный преподаватель – М. П. Пальников. Весной 1897-го года обучение в КВШ пополнилось новым предметом – кузнечно-слесарным мастерством, обучались которому отнюдь не только нижние чины, но и господа офицеры, которым было «предложено лично заниматься с учениками нижними чинами в кузнечно-слесарной мастерской».
С 15-го сентября 1901-го года старшим врачом школы Н. А. Есиповым были организованы занятия для указателей по общеобразовательным дисциплинам, таким как история и география, а также по физике, анатомии, физиологии и гигиене водолазного дела. На следующий же год, согласно с утверждёнными дополнениями к программе обучения, знакомить всех слушателей нижних чинов с общеобразовательными предметами было предписано учителю грамотности. Изменилась и программа обучения офицеров. Для них был введён новый предмет – фотография, курс по которому читал доктор Н. А. Есипов. Для этих целей школой был приобретён фотоаппарат Н. Н. Апостоли и оборудована «прекрасно обставленная фотографическая (тёмная) комната с электрическим освещением, фотографическим аппаратом и проведённой водой».

Серьёзно усложнилась и программа практического обучения Водолазной партии. В начале 1900-х тренировочные спуски «производились ежедневно, во всякую погоду, и утром… и вечером, при электрическом освещении». В летнюю кампанию 1901-1902 учебного года впервые самое пристальное внимание было уделено не только фотографированию, но и взрывному делу. Его применение к подводным работам активно осваивалось слушателями КВШ под руководством лейтенанта В. К. Небольсина. И впервые, в преддверии русско-японской войны, в приказах по школе указывается на необходимость подготовки водолазных специалистов для ведения работ, в том числе и взрывных, в военное время: «В виду того, что необходимость в производстве подобных работ может встретиться не только в мирное время, но и в военное, понятно, насколько важно умение выполнить их не только в кратчайший срок, но и пользуясь имеющимися под руками инструментами и взрывчатыми веществами…». При этом подводное фотографирование по-прежнему оставалось приоритетной задачей: «…всякая работа в этом направлении и дальнейшие усовершенствования приборов и способов фотографирования под водой всё ещё весьма желательны».
Для того чтобы лучше понимать возможности современного производства и его технологические особенности, с 9-го по 17-е августа 1901-го года учебное судно Водолазной партии «Опричник» ходило в Ригу, «где слушатели водолазной школы подробно осмотрели рижскую франко-русскую резиновую мануфактуру «Проводник».
С 12-го января 1904-го года в КВШ начали читать лекции о непотопляемости судов. Лекции на эту же тему, но с учётом опыта русско-японской войны, читались весной 1905-го года в Кронштадтском минном офицерском классе.
М. К. фон Шульцем, заменявшем на должности начальника водолазной школы и партии А. А. Кононова, было предложено слушателям офицерам посещать эти лекции, как «особенно необходимые для всякого будущего водолазного офицера».
Опыт русско-японской войны выявил серьёзный пробел в обучении судовых водолазов – они плохо справлялись с заделыванием пробоин в корпусах судов вне доков. Руководством КВШ это упущение было воспринято очень болезненно, поэтому незамедлительно, уже в 1904-1905 учебном году, для учеников были введены новые задания, выполняемые при учебных спусках в бак. Например, «каждый обязан был измерить цепью одну из 3-х, специально для этого нарисованных на стенке бака, пробоин по заданным линиям, для чего на каждой пробоине имелись цифры и линии». Затем подобные упражнения были введены в практику Водолазной партии. Ещё одним обязательным заданием при спусках, и не только в школьный бак, было следующее упражнение: «каждый… должен был завязать конец за спущенную болванку мины и подать её наверх и каждый, хотя один раз, непременно спускался с электрической лампой».
Осенью 1905-го года, когда начальником Водолазной школы и партии фактически уже стал М. К. фон Шульц, была составлена статистика, согласно которой «в 1889 году, не считая лекций врача и спусков, водолазам преподавалось всего одно водолазное дело, т. е. сборка и разборка помп и сигналы, а в 1905 г. им преподаётся уже 11 предметов…».

Совершенствование учебного процесса

Из экзаменационных билетов, составленных для учеников школы в начале 1900-х годов, видно, что слушателями изучалось водолазное снаряжение самых разных систем: водолазные колокола Штурма, Галлея, Шпальдинга, Смита и Рени; водолазные аппараты Гаузена, Клингерта, Кондерта, Лебриджа и Ру, Шрадера, а также наиболее употребляемое водолазное снаряжение Денейруза и Зибе-Гормана. Кроме того, в КВШ изучалось и применялось водолазное снаряжение, предложенное специалистами школы или учёными, тесно с ней сотрудничающими: телефонная станция и станция освещения системы Колбасьева, клапаны Шидловского, лампы Тверитинова и Серичевского, позже Небольсина и фон Шульца.
В то же время, по-видимому, ужесточаются требования к слушателям КВШ, особенно к офицерам. В отчётных документах о прохождении экзаменов всё чаще начинают встречаться случаи неудовлетворительной сдачи экзаменов или назначения переэкзаменовки. В 1904-1905 учебном году при переподготовке водолазов была впервые введена система подсчёта баллов перед теоретическим и практическим экзаменами.
В преддверии и во время войны с Японией в школе ощущалась нехватка кадров. Фактически, только начальник (точнее, исполняющий его обязанности лейтенант М. К. фон Шульц), два его помощника и врач – весь преподавательский состав КВШ в это время. Слушатели офицеры заменяли преподавателей некоторых дисциплин, читаемых нижним чинам (например, таких как уставы и общеобразовательные предметы). В целом же программа обучения была сокращена, а теоретические экзамены были перенесены с апреля на конец марта. Тогда же всем слушателям офицерам было предписано ежедневно находиться в школе с 9-ти до 11-ти часов утра и с 2-х до 5-ти вечера, при этом всё свободное от лекций и практических занятий время посвящать самостоятельному повторению пройденного материала, а также чтению «непрочитанных ещё сочинений по водолазному делу, согласно данным указаниям».

Ежегодные беседы о водолазном деле и «повторительные занятия»

Ещё в конце 90-х годов руководство КВШ выступило с важной инициативой, вызванной «положительной необходимостью правильных ежегодных бесед» с целью ознакомления офицеров флота с основами водолазного дела. Кронштадтская Водолазная школа, как писал в ежегодных отчётах доктор Н. А. Есипов, «считает прямой своей обязанностью и приятным долгом служить этому делу по мере своих знаний и имеющихся средств».
«Повторительные занятия» – курсы повышения квалификации для водолазных специалистов предыдущих выпусков – были введены в программу обучения ещё при прежнем начальнике КВШ полковнике Н. М. Оводове. В 1900-м году был положительно решён вопрос о «повторительных занятиях» для водолазов Чёрноморского флота.

Справочная библиотека

Такая библиотека начала формироваться при Водолазной школе ещё в 80-х годах. Тогда указания о приобретении и выписке необходимых книг, в том числе из заграницы, были даны начальником Водолазной школы П. С. Бурачком. В дальнейшем библиотека постоянно пополнялась не только новыми зарубежными изданиями и их переводами, но и учебниками, статьями и методическими пособиями, написанными преподавателями школы. В июне 1905-го года М. К. фон Шульц закупил для справочной офицерской библиотеки около 30-ти книг по водолазному делу, физике, химии, электротехнике, механике, по подводному плаванию, морским наукам и медицине. Ещё раньше были «приобретены ценные коллекции (до 120 р.) картин для наглядного обучения по физической географии, ботанике, зоологии, русской истории (издание Кнебеля) и прекрасный большой глобус». В отчётах доктора Н. А. Есипова есть указания на то, что работы Водолазной партии в 1902-м году неоднократно фотографировались, и на основе этих снимков был составлен фотографический альбом.

Арина МЕЛЬНИК

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: Николай | 28.08.2015 в 16:13

Подскажите, пожалуйста, в каком номере журнала (и за какой год) можно увидеть эту статью?
Заранее благодарен.

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: