Прямой треугольник с тупым углом, или Загадки истории

Письмо Д. Германа, опубликованное в «КВ» № 38 от 28 сентября 2012 года, вызвало улыбку и мысли о том, не юмористический ли раздел газеты я читаю.

Само начало письма взорвало мозг. Я даже взяла листок бумаги и карандаш, так как моего пространственного воображения просто не хватило, чтобы осмыслить текст. Со школьной скамьи мы знаем, что в прямоугольном треугольнике два оставшихся угла — острые. Автор же, сравнивая Якорную площадь с прямоугольным треугольником, утверждает, что один из углов является тупым, а всего углов… четыре. Вот цитата: «В плане она представляет собою прямоугольный треугольник. Одна сторона которого — Морской Николаевский собор с южным и северным скверами. Другая, под прямым углом к этой линии — овраг Петровского дока, кирпичная ограда Петровского Адмиралтейства образует с линией оврага тупой угол. А там, где Советский мост, границы Якорной площади сходятся под острым углом».

Дальше — больше. Видимо, письмо написано в далёком будущем, как минимум после 2150 года, так как автор насчитал площади 260 лет. Что ж, возможно, за это время законы геометрии изменятся. Да и Якорной она стала называться только потому, что на ней был склад сломанных якорей из Старого Адмиралтейства. К слову, красная кирпичная стена появилась именно тогда, при формировании ансамбля площади.

Далее «речь идет о восьми чугунных декоративных тумбах, четырехгранных, с художественным орнаментом и высотой полтора метра, которые были соединены якорной цепью». Мой рост 165, значит, тумбы должны быть практически с меня ростом. Я таких не помню, а вы? Если речь идёт о столбах ограждения, то они были около метра высотой и их было не 8, а намного больше.

Ещё одна цитата: «С 1861 года тумбы с якорными цепями отделяли площадь от чугунной мостовой. Они в архитектурном и функциональном замысле воедино связаны с мостовой». Маленькая деталь, декоративные столбы, так же как и весь ансамбль площади, был разработан Косяковым (архитектором Морского собора) в начале ХХ века. Хотя это такие исторические подробности, о которых автор может и не знать. Герман Д. утверждает, что «на их месте установлены столбы электрического освещения, особой исторической ценности не имеющие», хотя фотография к статье подтверждает обратное: на ней видны и тумбы, и фонари. Возможно, автор просто не помнит, что площадь была местом достаточно светлым даже в тёмное время суток. Фонари же на площади, расположенные вдоль чугунной мостовой, не настолько просты, как думает автор письма. Если бы он был повнимательнее, то он увидел бы их декор, а покопавшись в книгах, сумел бы его объяснить.

А теперь к вопросам Германа Д.

1. Ограждение было снято при реконструкции площади и чугунной мостовой. Как вы знаете, реконструкция самой мостовой пока не завершена.

2. Столбы ограждения (равно как и фонари вдоль дороги) были не только зафотографированы, но и тщательным образом описаны и изучены с точки зрения символики изображений. Рассказ о них был размещён на выставке «Городские цветы» в мае 2011 года в музее истории Кронштадта.

3, 4. Где именно находятся столбы и кто отвечает за их сохранность, в ближайшее время, музей выяснит.

5. Восстановлены должны быть вместе с чугунной мостовой.

6. «Почему люди так равнодушны и безжалостны к историческим ценностям родного города?». Потому что у некоторых слишком много пафосных речей и истерии. На мой взгляд, именно она мешает работать. Хорошо бы энергию автора направить в нужное русло, а то когда просишь волонтёрской помощи в охране памятников, то все взрослые, сознательные люди вдруг куда-то пропадают.

Екатерина КАЗАКОВА, сотрудник Музея истории Кронштадта

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: