Воспитание ребенка в неполной семье
Вдовство, развод, рождение внебрачного ребенка. У каждой неполной семьи — своя история. Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена «материнская» семья. Однако количество семей с одинокими отцами все больше увеличивается. Как же отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка? С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи? И как с ними справляться?
Матери, воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают процесс воспитания как трудный. У одинокой матери чаще возникают разного рода страхи и опасения. «Как бы не избаловать?», «Не отбился бы от рук!», «А вдруг проявится плохая наследственность?». Задавая себе эти вопросы, матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются — в особенности общаясь с сыновьями — брать на себя роль «строгих отцов»… Это обычно ни к чему хорошему не приводит. Ведь дети по-разному воспринимают отцовскую и материнскую авторитарность. Критика отцовская — это просто критика. Материнская же — подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым (используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы), либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины. А это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с миром людей.
Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к «сиротинушке», которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка. Он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.
В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. Именно эта сфера межличностных отношений оказывается дефицитом в неполной семье. Жизнь в таких семьях поощряет ребенка к реализации таких функций, как «замещать кого-то из членов семьи», «дружить в семейных союзах», «сохранять семейные секреты» — этот опыт травмирует психику ребенка, влияет на процессы его полоролевой социализации.
Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя «без пары», выработка новых форм семейной жизни — сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Взрослеть быстрее он вынуждает и ребенка. Для него жизнь после развода родителей — это ломка привычных отношений. Наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому положению дел.
В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком нередко развиваются по модели «культа самопожертвования»: родители и дети оказываются связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много мрачных настроений и тревог, постоянное беспокойство, вселяет неуверенность в себе. Родитель, погруженный в мир своих переживаний, эмоционально «покидает» своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и — отчасти — матери.
Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенком. Поэтому теперь его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается тяжелее, чем в прошлом. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация. Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем — якобы никудышнем муже и отце. Внушить ребенку, что его отец «плохой» — самый простой путь. Но следуя ему, недальновидные матери покушаются на развитие детской самооценки, чувство собственного достоинства ребенка. В итоге мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным. Полюбить себя также сложно обоим — ведь трудно считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет плохой и недостойный человек… Только наиболее мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.
Уважаемые кронштадтцы! Если рядом с вами проживают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, оставшиеся без попечения родителей или подвергающиеся жестокому отношению со стороны родителей, просим сообщить о них в отдел опеки и попечительства города Кронштадта. Мы ждем вашу информацию о детях, которым нужна наша с вами помощь. Звоните! Приходите! Пишите! Наш адрес: Кронштадт, ул. Зосимова, д. 11, Местная Администрация города Кронштадта, каб. №№ 1, 2, т. 311-25-41 — отдел опеки и попечительства.
Что можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?
• Говорите с ребенком и слушайте его!
Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.
• Чаще хвалите, а не наказывайте!
Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
• Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.
• Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!
• Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.
• Развивайте социальные связи своей семьи.
Чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.
• Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.
Если вас заинтересовала наша информация и у вас возникли вопросы — обращайтесь в отдел опеки и попечительства Местной Администрации города Кронштадта по адресу: Кронштадт, ул. Зосимова, д. 11 или позвоните по тел. 311-25-41 — специалисты отдела опеки и попечительства Елена Анатольевна Паршина, Софья Александровна Пирогова, Любовь Вячеславовна Комарова ответят на все интересующие вас вопросы.
Написать комментарий: