Масленица

(Продолжение. Начало в № 10)

По страницам «Кронштадтского вестника» 60-70-х годов XIX века

Погулять вволюшку перед семью строгими неделями поста — таков всегда был дух этого праздника. Масленица — это неудержимое бесшабашное веселье: песни, пляски, игры, катание с гор, кулачные бои, лихая езда в расписных санях с перезвоном колокольцев, украшавших нарядные, в розанах и лентах, тройки. Масленица — это и ярмарки, и блины с припёком. Это веселая карусель с шумным балаганом и залихватские песни под неизменную гармошку, взятие снежного города и обряд сжигания чучела Зимы. Но, Масленица — это и подготовительная неделя перед Великим постом, посвящённая общению с родными и друзьями, христианскому примирению с ближними, прощению обид и благотворению.

Кронштадтский
театр

Масленичная неделя заканчивала зимний сезон в Кронштадтском театре. С наступлением Великого поста спектакли прекращались до Святой недели. Чтобы дать публике возможность веселиться и не рисковать премьерными постановками «в продолжение масляной недели репертуар нашего театра состоял из пьес уже игранных в продолжение сезона…». При этом «в последние дни масляной недели спектакли давались почти каждый день, а в субботу и воскресенье, кроме вечерних были даны и утренние спектакли…». В то время, судя по театральным афишам, понятие «спектакль» подразумевало не одну постановку, а несколько. Так зимний сезон 1874-1875 годов, первый сезон в новом, только что построенном Кронштадтском театре, окончился вечерним спектаклем, «в котором были поставлены: драма
В. П. Бегичева «Кошки и мышки», водевили «Запутанное дело» и «Беда от нежного сердца».
В отличие от кронштадтских Собраний театр могли посещать городские жители всех сословий, кроме нижних чинов, которым вход в театр был запрещён. (Только в 1870 году приказом по флоту и Морскому ведомству было разрешено чинам унтер-офицерского звания посещать театры). Конечно же, цены на билеты в партер или ложи бельэтажа были дороги, но места на верхних ярусах предоставляли возможность приобщиться к искусству почти всем желающим.

В Масленицу
на катке

Ещё одним популярным местом развлечения кронштадтской публики был каток. Катание на коньках пережило в Кронштадте несколько взлётов популярности. Один из них пришёлся на конец 60-х годов XIX века, когда на катке «устраивались праздники, иллюминации, танцы и пр.». Тогда каток устраивался за городом, за Кронштадтскими воротами, «что во многих отношениях было неудобно» тем жителям, кто жил в центре города и на Горе. Потом кронштадтская публика несколько охладела к «скользкому удовольствию» и вернулась к нему снова только в конце 70-х годов, впредь уже не переставая увлекаться катанием на коньках.
В 1878 году Морским Собранием была открыта подписка на содержание катка и его устройство, поскольку, как писала газета, «в нынешнем сезоне к этому удовольствию публика опять почувствовала влечение…». Подписка «дала самые блистательные результаты, несмотря на довольно значительную плату». Начиная с этого времени, каток устраивался в центре города на Итальянском пруду.
На одном конце катка был «поставлен длинный деревянный балаган с навесом», где помещались уборные (гардеробные — прим. авт.), а сбоку катка была установлена эстрада для музыкантов. Два раза в неделю там играла музыка и «в разных местах катка устраивались импровизированные танцы». На Масленицу 1878-го года Морское Собрание решило устроить на катке иллюминацию. «Каток был освещён гирляндами разноцветных фонарей и «электрическим солнцем» (электрическая дуговая лампа, конструкция которой была предложена А. И. Шпаковским, известным физиком-изобретателем, жизнь которого была тесно связана с флотом и Кронштадтом; «электрические солнца» применяли для большой иллюминации в Москве по случаю коронации Александра II, на катке на Английской набережной и т. д. — прим. авт.). «Ледяной киоск в середине катка освещался разноцветными бенгальскими огнями и представлял действительно эффектную картину».

Несмотря на то, что посещение катка на Итальянском пруду было платным и при входе на каток необходимо было предъявлять билеты, публики на катке собиралось много и порой бывало очень тесно. В связи с чем, распорядители катка обращались через газету с просьбой «детей не приводить в виду невероятно большого стечения публики». Остаётся добавить, что «членами катка» могли «быть все желающие за плату за сезон 5 рублей».
Ещё один, не менее любимый кронштадтцами каток, был устроен в крепостном рву за Цитадельскими воротами. Он носил название «Артиллерийского катка», был доступен нижним чинам, причём посещение его было бесплатным. Там устраивались ледяные горы, запускались фейерверки, а в 1898 году были проведены первые в истории Кронштадта конькобежные состязания.

Балаган и пантомима

Те, кому недоступны были вечера и маскарады в Собраниях, кому не интересен был театр (несмотря на большое разнообразие репертуара: от незатейливых водевилей до драматических произведений известных классиков), могли развлекаться в балагане. В Кронштадте роль Марсова поля, где обычно проводились масленичные гуляния в Петербурге, играла Нарвская площадь. Здесь устраивались на Масленицу и пасхальную неделю балаганы, строились временные помещения для различных цирковых представлений и тому подобных развлечений. Здесь же устраивалась известная в Кронштадте забава с ловлей поросёнка.
Загородные увеселительные заведения старались не отстать от городских. В «балаган, вновь устроенный на даче купца Сидорова «Mon Plaisir», в 1875-м году зазывали объявления в «Кронштадтском Вестнике»: «в продолжение сырной недели… ежедневно будут исполнена большая пантомима: нападки разбойников в ночное время, в 5-ти видах и дивертисемент из пения и танцев с бенгальским освещением». В зимнем павильоне, устроенном в этом загородном саду, можно было купить блины, колдуны и вафли.
Ещё одно загородное заведение — вокзал «Тиволи» — привлекало посетителей музыкальными вечерами, где до поздней ночи хор русских певиц пел русские народные песни и новейшие романсы того времени. Там же устраивались пляски и хороводы, а на Масленицу 1870 года был приглашён певец-комик А. Владимиров. При вокзале имелся каток, устраивалась иллюминация и фейерверки. В павильоне можно было заказать «отдельные гостиные и зало…», а в буфете, если верить газетной рекламе, подавались «вина лучшего достоинства из известного торгового дома».
Входные билеты в загородных увеселительных заведениях стоили существенно ниже, чем в респектабельных Собраниях. И ограничений на вход, конечно же, не было. Однако цены в буфетах были неоправданно высокими, а качество подаваемых блюд оставляло желать много лучшего.

«Чистый карнавал
в Риме!..»

Кронштадтцы, вне зависимости от сословий, отдавали дань народным традициям. «На улицах все последние дни было большое катанье, — писала газета в 1864 году. — Местом действия были преимущественно Господская и Большая Екатерининская (пр. Ленина и ул. Советская — прим. авт.); в числе катающихся и, конечно, по большей части на извозчиках, было много и наряженных — чистый карнавал в Риме!..». Эти затеи, как и маскарад, были интересны их участникам возможностью примерить на себя маску, не свойственную в повседневной жизни. Среди ряженых, по словам современника, «попадались преинтересные маски: так одна ехала на чахлой, чахлой, еле передвигающей ноги, лошади; одета была женщиной, шляпа с большими полями и длинное черное платье (обыкновенное дамское верховое); но всё это было до такой степени в клочках, что, кажись, не было живого места». Другой ряженый или ряженая, ехавший на лошади, одет был «стариком, с огромным кузовом за плечами, подобно тому, в каком в деревнях носят всякую всячину». Заканчивая рассказ о Масленице 1864 года, «Кронштадтский Вестник» писал: «Все народонаселение нашего города в эту масленицу и поело блинов… изрядно… да и веселились довольно».

Масленичные гуляния
для нижних чинов

В 1863 году была отменена система откупов в торговле спиртными напитками, её заменили винным акцизом. Это мера привела к тому, что, по словам современника, количество питейных заведений в Кронштадте выросло с примерно 20-ти до более чем 70-ти. Выбор был огромный, ассортимент тоже: различного рода и качества водки (например, шведская, крымская, сухарная, горькая разных специй, тминная, испанская, полынная, бальзамная), «коньяк светло-темный, ром тёмный», наливки (вишнёвая, малиновая, рябиновая, чёрной смородины, ягодная), настойки (трактирная, ароматная, берёзовая, рябиновая), различные вина, разное пиво, портер и прочие. Особенное распространение в дешёвых питейных заведениях получило пиво с кукельваном или кукольваном (от испорченного лат. названия «Cocculi indici») — ядовитым растением, произрастающим на острове Ява, плоды которого способны оказывать одуряющее действие.
Надо сказать, что в 60-70-х годах XIX века неоднократно устанавливались запреты нижним чинам посещать питейные заведения. Но кто же в России придерживается запретов? И какое же народное гуляние без драки? На Масленицу 1869 года случилась не просто обыкновенная кулачная драка между матросами и солдатами, а, как написал об этом «Петербургский листок», «кронштадтское побоище». На следующий же год командир кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта генерал-адъютант С. С. Лесовский ходатайствовал перед высшим морским начальством об устроении гуляний для нижних чинов с целью отвлечь их «от разгула во время праздников и посещения кабаков и трактиров». Ходатайство было встречено с пониманием и готовностью. Впервые народные гуляния для нижних чинов морского и сухопутного ведомств были устроены на Пасху в 1870 году. «С тех пор праздники эти стали устраиваться ежегодно (и не только на Пасху — прим. авт.) и приносить много истинного удовольствия матросам и молодым солдатам».
Обыкновенно народные гуляния проходили «сзади Екатерининской гауптвахты у 6-го служительского флигеля» (улица Флотская, дом 2 и место, где находится ныне Кронштадтский Дворец молодёжи и площадка для экстремальных видов спорта). На них матросы и солдаты могли приходить со своими семьями и со знакомыми. В 1875 году при подготовке масленичных народных гуляний «по распоряжению Управляющего Морским Министерством отпущено было 600 рублей на устройство каруселей, качелей», гор и различных игр с раздачей призов, таких как «лазанье по мачте, хождение по гибкому качающемуся бревну и проч.». Победителям в играх доставались специально приготовленные призы. Общий надзор за ходом гуляний осуществлялся Морским ведомством, при этом в обходы (патрули) назначались младшие дежурные офицеры. Для развлечения публики поочередно «играл хор музыки из 5-го и 3-го флотских экипажей и пехотных полков Каспийского и Самарского». Здесь же устраивались ларьки со сластями, пряниками, горячим чаем, блинами и пирогами. Слышны были крики зазывал, затейников. Не умолкала весёлая гармошка.
Гуляния на масленичной неделе проходили в течение нескольких дней, и обязательно в последний день Масленицы — в Прощёное воскресенье, когда, предвидя долгий пост, веселились особенно неистово…
Так подходила к концу Масленица и вечером Прощёного воскресенья, когда на улицах еще догуливал народ, а в театрах доигрывали водевили, в церквях уже совершался чин прощения и православные готовились к самому строгому посту. Прощёное воскресенье сменял Чистый понедельник. Наступал Великий пост, время покаянной молитвы и воспоминаний о подвиге Спасителя…

Арина МЕЛЬНИКОВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: