Михаил Бритнев. У истоков водолазного дела

В преддверии 130-летия водолазной службы в России в Кронштадте создан новый частный музей — «Кронштадтский морской музей», значительная часть экспозиции которого посвящена водолазному делу. Музей располагается в одном из самых красивых исторических зданий нашего города — в доме № 5 по улице Андреевской. Этот дом, построенный в конце XIX — начале ХХ веков, принадлежал семье купцов Бритневых. Одним из ее представителей — Михаилом Осиповичем Бритневым, купцом 1-й гильдии, судовладельцем и владельцем судостроительного завода, — предположительно в 1868-1869 годах в Кронштадте была основана частная водолазная школа. Таким образом, то обстоятельство, что экспозиция нового «Кронштадтского морского музея» разместилась в доме, исторически связанном со становлением водолазного дела в России, более чем символично.

Имя Михаила Осиповича Бритнева почти забыто и вспоминается разве что как имя владельца парохода «Пайлот», считающегося первым судном ледокольного типа. О деятельности М. О. Бритнева известно немного, однако она заслуживает благодарной памяти потомков, поскольку была тесно связана с историей Кронштадта, историей судостроения и историей флота России.
Именно благодаря усилиям Михаила Осиповича Бритнева сообщение между Кронштадтом и Ораниенбаумом, начиная с 1862 года, стало носить регулярный характер. Зимой сообщение осуществлялось на лошадях. Когда же залив очищался ото льда, почта, товары и пассажиры доставлялись пароходами. Однако каждый год весной, когда лед уже не был достаточно крепок, и осенью, пока не устанавливался прочный лед, наладить сообщение с Ораниенбаумом было невозможно. Иногда такое положение не менялось по нескольку недель — жители Кронштадта испытывали трудности, связанные с недостатком продуктов и отсутствием почты. А каждый свежий номер «Кронштадтского вестника» начинался с публикации «Состояние льда».
В 1864 году, чтобы продлить навигацию на линии Кронштадт — Ораниенбаум, Бритнев переоборудовал свой пароходный буксир «Пайлот», купленный в Англии, в ледокольное судно. Буксир приобрел способность колоть тонкий лед и двигаться в раскрошенном льду. Вместе со вторым пароходом-ледоколом «Айрот», который во второй половине 60-х годов XIX века также поддерживал связь между Кронштадтом и Ораниенбаумом, «Пайлот» принимал участие в операциях по спасению судов, терпящих бедствие во льдах или севших на мель. Это были чуть ли не единственные суда, способные вызволить другие корабли из ледяного плена. И оба принадлежали М. О. Бритневу.
В 1889 году «Кронштадтский вестник» писал: «Г-н Бритнев едва ли не единственный из кронштадтских купцов, всецело отдавший все свои средства и личные труды чисто морскому портовому делу, к которому он чувствовал влечение от ранней молодости, и в котором он действительно приобрел большую опытность и хорошие познания. Изучив наши рейды до тонкости, он знает лучше, чем кто-либо, как надо приняться за ту или иную работу по снятию с мели ставшего судна, по выгрузке и нагрузке, или поднятии из воды того, что уже поглощено непостоянной стихией».
Работы, связанные со снятием судов с мелей, а также с поднятием затонувших судов, требовали наличия водолазного обеспечения. Такое обеспечение и команда водолазов у Бритнева были на его водокачальной машине уже в 1868-м году. Эта машина представляла собой деревянное судно, позже Бритнев построил на своем судостроительном заводе «водоотливные пароходы». Таким был пароход «Буй», спущенный на воду в марте 1889 года. Как писал «Кронштадтский вестник», «на пароходе поставлены две водоотливные машины… Кроме того, на пароходе будет два водолазных аппарата, так что он вполне будет пригоден для подания помощи судам, терпящим бедствие, и будет в то же время довольно сильным буксирным пароходом. Как судовая, так и водоотливные машины изготовлены на собственном заводе г-на Бритнева».
Бритнев много содействовал обустройству коммерческого порта в Кронштадте, предоставляя для этого свои собственные средства: судостроительный завод для ремонта коммерческих судов, плавучие краны для поднятия тяжестей и судов, водокачальные машины для откачки воды с затонувших судов, боты, необходимые для поднятия затонувших судов, водоотливные и буксирные пароходы и уже опытных водолазов.
В 1868-1869 годах М. О. Бритневым была основана первая в России водолазная школа. Так что, когда в 1882 году Морское Ведомство среди офицеров флотских экипажей и нижних чинов объявило о наборе желающих обучаться водолазному делу, то первые пробные спуски осуществлялись в порту под руководством портовых водолазов. А первая водолазная партия, возглавляемая капитан-лейтенантом А. Г. Леонтьевым и тренировавшая спуски летом 1882 года в бухте Перно, имела в своем составе в качестве преподавателей двух вольнонаемных водолазов.
Имя Михаила Осиповича Бритнева было забыто кронштадтцами. А между тем всю свою жизнь он заботился о нуждах родного города и его жителей. Этот человек «отличался отзывчивостью на всякую благотворительность и состоял членом не только всех благотворительных учреждений в городе, но даже и многих в Петербурге, где избран в почетные члены и председатели…» — писал о Михаиле Осиповиче Бритневе «Кронштадтский вестник». Председатель попечительского совета женской гимназии, один из членов общества по устройству в Кронштадте общественной детской библиотеки, один из главных учредителей и членов Кронштадтского городского кредитного общества, один из основателей Приходского попечительства при Андреевском соборе и Андреевского детского приюта, инициатор создания новых общественных бань… За свои заслуги перед обществом и государством М. О. Бритнев был награжден золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее, орденом святого Владимира 4-й степени, а также имел два знака — серебряный и золотой — от общества спасания на водах.

Первая в России государственная военная водолазная школа была открыта в Кронштадте 5 мая 1882 года. Эта дата считается официальной датой основания в нашей стране водолазной службы. 

Специально для «КВ» подготовила
Арина МЕЛЬНИКОВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: