Живая газета или Кронштадт конца 1920-х
Сценка из выступления.
Участники Живой газеты.
Вскоре после событий октября 1917 года возникло огромное количество разнообразных направлений в литературе и искусстве. Сейчас я попробую рассказать об одном удивительном феномене, рождённом как раз на стыке плохо сочетаемых вещей, таких как новости дня, театр, пресса, литература, агитация, физкультура, педагогика и психология.
И вот в результате плавного перемешивания с периодическим потряхиванием (ведь разговор идёт о 1920-х), возникает явление – ЖИВАЯ ГАЗЕТА!
Итак, как нам разъясняет интернет, а куда нынче без него, живая газета – это термин обозначающий театральную форму представления фактической информации о текущих событиях широкой аудитории. Вот так серенько и скучно, и мы вроде как должны это пояснение принять как должное. Но так ли было в реальности? Давайте «вспоминать», действо представления часто включало в себя чтение одним или несколькими чтецами статей из газет со свежей информацией (ведь многие зрители были малограмотны), монологи, частушки, злободневную сатиру, всё это было приправлено живой музыкой, гимнастическими движениями, фонарями с «живыми картинками», песнями, танцами.
Участники живых газет часто выступали с призывами к социальным действиям. Формой подачи могла быть и прямая, порой экспериментальная методика Агитпроп-театра, с элементами биомеханики, взамен натуралистических тяжеловесных театральных постановок.
Многие (я, надеюсь) знают и помнят из истории таких ярких представителей и участников этого движения как Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский, театральную труппу «Синяя блуза» и других молодых людей, ищущих новые формы общения и подачи информации. Кронштадт, конечно, не мог отсиживаться в стороне от этого модно-ново-нужного «течения» – на своём острове.
В конце 1920-х годов у профессиональных союзов в Кронштадте работали клубы: Химиков, Совторгслужащих, Водников, Металлистов;
а Швейники и Строители базировались на базе воинских клубов ДКАФ и Артшколы. Функций у профсоюзов было немало, но нас сейчас интересует культурно-просветительная деятельность, то есть работа по доставлению членам союзов разумного отдыха (клубы, экскурсии, драматические кружки и многое другое, в том числе и Живые газеты).
Скорее всего, Живые газеты были у всех клубов (так было положено), но точно известно о Живых газетах «Металлист», «Стройка», «Трал» и «Безбожник». Вначале о первой, только за один год Живая газета «Металлист» осуществила 57 выступлений, и если посчитать – это, как минимум один раз в неделю.
Вот как о выступлениях рассказывается в газете «Красный Балтийский флот»:
«Участвует молодёжь – бойкая, задорная, рабочая молодёжь кронштадтских предприятий, она отдалась работе всем своим нутром, и это чувствуется при просмотре. Это самая популярная в Кронштадте Живая газета. За два года её существования, выпуски газеты посмотрели свыше 100 000 зрителей, некоторые выпуски были настолько успешными, что они повторялись до 20 раз! Сразу вспоминается номер с музыкальной сатирой «Кармен», хорошо разработанный и сыгранный, запомнились и сценки «Языком не мели, а на собрание вали» и «Как два парня шли в армию». Артисты «Металлиста» были с выступлениями в Ленинграде. Их выступления были отмечены на Межсоюзном конкурсе Живых газет. Залог их успеха – дружный коллектив, умело поставленная художественная работа. Темы для репертуара выбирают удачные».
Фото участника ЖГ Трал в форме.
Не могла тема судьбы Морского собора обойти Живые газеты города.
На всеобщей волне антирелигиозных настроений в стране и агитации за изъятие церковных ценностей, жителей Кронштадта волновала дальнейшая участь Морского собора.
В газете «Красный Балтийский флот» можно было прочесть следующее: «Волею трудящихся и краснофлотцев Кронштадта судьба Морского собора решена! Он должен служить делу культурной революции!» В дни октябрьских праздников вход в собор был открыт, и каждому предоставлялось право высказать свои соображения, как лучше переоборудовать собор. Все пожелания рабочих, краснофлотцев и домашних хозяек вносились в специальную книгу для предложений. Стоит почитать некоторые выдержки;
«Из собора сделать музей, исторический или морской революционный».
«Переоборудовать под Дом Культуры».
«Сделать из собора кино-концертный зал».
«Собор хорошо подойдёт под цирк».
«Открыть клуб «Смычки».
«Переоборудовать под библиотеку».
«Электроминцы требуют снять колокола. Общее собрание ячейки Союза Воинствующих Безбожников Электро-минной школы им. Попова (более 300 членов союза) предлагают всей рабочей общественности города Кронштадта потребовать снять колокола в Морском соборе и во всех церквях и молельнях города. Передать их на нужды социалистического строительства».
«Товарищ Нестеров предлагает на куполе собора воздвигнуть большую статую т. Ленина. После снятия крестов статуя Ильича должна стоять с вытянутой рукой по направлению к морю, как бы, приглашая в гости к СССР заграничных рабочих. Я, Нестеров вношу три рубля для постройки статуи Ленина».
«В соборе много мраморных досок, пестрящих фамилиями адмиралов и совершенно пустых. Если доски не представляют исторической ценности, предлагаю их использовать на могилах товарищей, погибших в период гражданской войны. Мраморные доски можно поставить на братской могиле на площади Революции, за городом и за Красной Горкой». (подпись «Рабочий»).
«Предложений против отобрания собора от церкви нет, так как революция открыла и открывает глаза трудящимся массам на гибельную роль всякой религии и всякой церкви».
А борьба с религией не утихала. «Долой бога, да здравствует разум!», под таким лозунгом в ДКАФ прошла так называемая пасхальная ночь. Помимо очень горячо принятого выступления Живой газеты «Безбожник», где особенно удалась сатира на краснофлотца К., написавшего заявление о выходе из комсомола из-за обязательного ультиматума невесты – венчаться.
Уничтожение духовной узды для порабощённых масс: старых религиозных суеверий и предрассудков – с этим уклоном состоялись другие номера Живой газеты на вечере. Далее был прочитан доклад «Религия и социализм». Большой концерт, устроенный силами ленинградских артистов, показ фильма «Парижский сапожник», а далее до утра – игры и танцы под духовой оркестр. Примечательно, вечер закрытый, билеты для военных распределял ДКАФ, а для гражданских – Райсовет Союза Безбожников.
Сценка из выступления.
Пётр Николаевич Рыбкин с учащимися электротехнических курсов.
Теперь о краснофлотской Живой газете «Трал»
Очередные выходные в Электроминной школе прошли под лозунгом, «Когда хнычет моряк – это стыдно!». В этот день был проведён диспут «Тетради с песнями и стихами» и очередной выпуск живой газеты «Трал» с уклоном в есенинщину. По первому вопросу была огромная очередь желающих высказаться. Говорили, что такие тетради завели многие краснофлотцы, в том числе даже и ряд комсомольцев. Из слов ораторов: «Эти стихи и песни обнажили настоящее лицо некоторых групп краснофлотцев, поражённых упадничеством, безверием, расслабленностью», тут же были приведены примеры рифмоплётства из такого дневника.
«Ах – ты мать моя родная,
Зачем на свет ты родила,
Судьбой несчастной наградила,
Костюм матроса мне дала».
Ещё:
«Заберёшься в несчастную пивную,
Начинаешь вино выпивать.
По неволе приходиться драться,
Чтобы грусть и тоску разогнать».
Или:
«Везде матросов презирают,
Нигде прохода не дают
И без всякого стесненья,
Матроса пьяницей зовут».
А, вот примеры (научения) общения «наших Джон-булей», с женщинами во время увольнений в город;
«Милая, разрешите пристать к вашему правому борту, измерить глубину вашего сердца и встать на якорь».
Прошлись и по порнографическим записям, и по похабщине в музыке. Постановили! «Единодушно поддержать, что такие стихи чужды нашему классу, чужды нашей идеологии, что такие записи порождают упадничество, безверие, похабщину и сусально-пьяную расслабленность. Нам нужны стихи и песни – отображающие нашу здоровую жизнь, колоссальную борьбу и гражданский размах строительства».
Замечательно-ярким получился и выпуск Живой газеты «Трал», художественным редактором стал Шестаков, он выступил с кратким вступительным словом о творчестве Есенина. Докладчик отметил, «что Есенин никогда не служил во флоте, поэт вышел из среды кулачества и что мы ,краснофлотцы – лучшее оружие для орабочивания молодых крестьян. Есенинщина на флоте густо не прорастёт»!
Кабацкие настроения поэта были живо показаны в музыкальном номере «Москва кабацкая», где «сук», «стерв» и «проституток» – безнравственных женщин – виртуозно сыграли актрисы Климова Н., Музальская В. и Лукина М. Были сценки и на другие стихи, где было видно как автор унижает женщину (исполняли Жилкин Н. и Соловьева С.), «а ведь мы должны показать женщину, в первую очередь как сестру и жену, подругу, помощника и сотоварища. А, вот некоторые лирические стихи Есенина мы решили до конца не отметать, музыкальную картину, под оркестр Пахомова Б. исполнили Рябов А., Железнов И., Вайнер М. и Иванова Е. Все выступления прошли под бурные аплодисменты. На вечере присутствовали комиссар Кежиц и нач.школы Плоцин, он в заключение сказал: „Задача партийных и в первую очередь комсомольских ячеек не быть в арьергарде – заглушить ростки порнографической, упаднической «поэзии» и прозы, продвинуть в массы стихи современных поэтов!“»
«Уже отпраздновали 10-летие Революции, Красный флот продолжает развиваться и становится всё сильнее, но до сих пор есть отдельные несознательные элементы, в том числе и среди краснофлотцев, которые неглижируют остальных, спустя рукава участвуют в социалистическом соревновании, нарушают армейскую дисциплину, недостаточно саморазвиваются». Вот под таким обращением командира состоялось очередное «ТРАЛение». Вся Живая газета. была посвящена службе, жизни и учёбе электроминной школы. Первым был номер «Краснофлотец всегда на службе, не только на корабле, но и на берегу!», посвящён он внешнему виду курсанта.
«Перед зрителями предстал матрос, даже не матрос, а пугало в форме: 80-сантимет-ровые клеши, корявая шинель образца 1922 года
с зелёными пуговицами, в американских ботинках с картонными подошвами и шкериками вместо шнурков, а на голове суконная фуражка на манер «Валета». Большинство элминцев находящихся в зале похохатывались, но были и те, кто сидел, пригнув голову – значит дошла сатира!»
«Говорят, языки-обормоты
Треплют до ночи сплетни с утра,
Что, мол, ленуголок сводной роты
Превращён кем-то был в номера!
Вот с таких частушек был запущен второй номер Живой газеты «Трал», а получилось это после недопустимого происшествия, когда к одному краснофлотцу роты приехала знакомая из Ленинграда.
Дежурный по части распорядился под ночлег этой пары отвести Ленинский уголок, где пара и провела ночь. «Молодцы-артисты – дали жару! После выступления послышались возгласы-предложения для новых тем для Живой газеты: изжить пьянство и самоволки, бросить материться и курить, не допускать «промот» обмундирования. Уверены, наши студийцы уже кинулись писать репризы!»
Небольшая справка к Живой газете «Трал». Электро-Минная школа им. А. С. Попова учебного отряда МСБМ, где и была создана эта Живая газета, действовала с 6 мая 1925 года по июль 1935 года. Эта школа стала продолжателем славных заслуг Минного офицерского класса и Минной школы, существовавших с 1874 года. В советское время школа несколько раз меняла название, готовила в основном флотских радистов и специалистов по обслуживанию и ремонту радиостанций. Самым известным преподавателем после революции, в школе был Пётр Николаевич Рыбкин, друг
и соратник А. С. Попова. Пётр Николаевич прослужил в этой школе 53 года, он готовил радистов, читал курс математики и физики, был автором многочисленных научных статей и учебников. По его инициативе в 1921 году были открыты на базе школы Электро-технические курсы.
Возвращаемся к «Тралу», количество участников Живой газеты было около сорока человек: 30 курсантов-краснофлотцев и 10 девушек. У всех участников, в том числе и у девушек была морская форма, а на ленточке бескозырки красовалась надпись «ТРАЛ». Все репетиции велись в помещении клуба, но только после семичасовых занятий в школе.
Про Живую газету «Стройка» информации очень мало, репетировали в красном уголке Общего отдела, репетиции начинались после работы, в 9 часов вечера. Описано одно из выступлений. Темы выбраны из насущных проблем города. «Народный сад» (у пристани) – кончик, рассадник хулиганства и пьянства, место постоянных «оргий» – на эту тему и интермедия с клоунадой и акробатическим пируэтами.
Следующий номер «Пойти пофилонить» – о разгуле в половых отношениях и о странной моде на татуировки – коротенькая буффонада под граммофон с переодеваниями и превращениями. А после окончания выпуска под лозунгом «Купите красный цветок» состоялся сбор денег для беспризорных детей.
Вот такие события, вот такие Живые газеты с любопытными и порой революционными формами подачи были в Кронштадте, да и по всей нашей стране, 100 лет тому назад. Хотя почему были, я не хочу, чтобы вы загрустили, включите телевизор (планшет, айфон) и смотрите КВН, разве есть отличия, ну разве только чуть-чуть.
Карикатуры из газеты.
Сергей Зайцев,
коллекционер, краевед
Все фото и рисунки из личной коллекции автора
Написать комментарий: