Зимние забавы. Буера

(Окончание. Начало в «КВ» №№ 10, 12, 14, 15, 16)

Аэробуер летит в Кронштадт
В начале XX века, рассуждая о своей жизни, кронштадтцы удивлялись: на острове, окруженном со всех сторон водой, населенном тысячами моряков, до сих пор нет не то что яхт-клуба, даже маленького кружка поклонников шлюпочного плавания. А ведь у Петербургских ворот каждое лето толкутся более полусотни различных шлюпок! Конечно, в Кронштадте есть старейшее в России Морское собрание, которое многие воспринимают как Морской клуб, но в его уставе кроме «тихого отдыха»: карт, шахмат и бильярда — нет ничего живого, кроме танцев. Говорят, одно время в Собрании был свой буер. Стоял за Петербургскими воротами. Но многие ли на нем катались?
Тем временем в Петербурге и его окрестностях появилась масса новых водноспортивных кружков и клубов, члены которых с удовольствием предавались в районе Стрельны, Петергофа, Лахты и Лисьего Носа новому для себя виду спорта — катанию на буерах.
Сильно приросло и количество буеристов в Кронштадте. Возможно, виною этому стала цена: «Самый слабый буер теперь стоит 60 рублей, к тому же строить его стали на паевых началах». В 1911 году «цифра любителей этого спорта в Кронштадте составила 49, причем в течение зимы увеличилась на 15. Большую часть владельцев составляют работники порта и его служащие». Зная это, трудно поверить, что кронштадтские любители буерного спорта не принимали участие в гонках, которые ежегодно проходили фактически на их глазах — по наезженным дорогам между Петербургом, Кронштадтом и Ораниенбаумом.
«Вторая буерная гонка Петергофского кружка Любителей спорта состоялась 8 января 1912 года. Приняло участие 18 буеров. В 1 классе (площадь парусов до 300 кв. футов) участвовало 6 участников, на дистанции 10 морских миль. Победил буер «Гуга», принадлежащий А. К. Миняеву, рулевой — П. П. Кепп, со временем — 1 час. 12 мин.».
В том же 1912 году состоялся первый пробег инженера Ребикова, который построил аэро-буер с 50-сильным мотором. 2 марта изобретатель в компании известного авиатора А. Е. Раевского и механика И. Ф. Савельева выехали на аэробуере из Невского яхт-клуба в Кронштадт. «Путь до Кронштадта с обходом Лисьего Носа был пройден в 26 минут, причем им приходилось замедлять ход, объезжая трещины и полыньи. По прибытии в Кронштадт спортсмены были встречены многочисленной толпой, привлеченной треском мотора. На следующий день, 3 марта, при чудной погоде они взяли курс на Ораниенбаум, прокатили мимо Петергофа, Стрельны и, дойдя до морского канала, пошли вдоль петербургского берега, временами достигая скорости 80 верст в час». В свой яхт-клуб испытатели вернулись без приключений. А вот другим не повезло.
Вблизи Гребного порта на Финском заливе едва не погибли 6 спортсменов из кронштадтских обывателей, решивших ночью добраться до Кронштадта на буере: «Утром они благополучно приехали из Кронштадта в Петербург и, не желая ночевать, отправились в обратный путь. За Гребным портом буер попал в полынью. К счастью, вблизи находился сторожевой пикет, который и пришел на помощь. Один из потерпевших Дмитрий Фастов был доставлен в больницу».
В начале 1914 года состоялся еще редкий по дальности пробег. 17 марта из Петербурга вышли два буера «Буй» и «Добрыня» под руководством лоцмана первого разряда В. А. Тейшера при участии А. Н. Смесова и Л. М. Фомина. Эти «смелые экскурсанты побили рекорд на расстояние», чуть-чуть не дойдя до Выборга. Пройдя южным берегом весь остров Котлин, они сделали крутой поворот к северу и у маяка Стирсудент (причем, начиная от толбухинского маяка вязли в рыхлом снегу), в виду открытого водного пространства, пошли к бухте Биорке-зунд, совершив весь путь за 4,5 часа.
Война на пути
Но пришло лето 1914-го. И если Русско-Японская война почти не повлияла на развитие буерного спорта в Петербурге и в Кронштадте, то войну с Германией любители зимних забав почувствовали сразу. В первые же дни многие спортсмены были призваны в действующую армию. К тому же заметно сократилось доступное буеристам пространство. Если раньше при благоприятном ветре буерные спортсмены целыми днями чертили лед по всем направлениям, теперь им разрешалось кататься только до Кронштадта. Ибо комендантом Кронштадтской крепости вице-адмиралом Сапсайем был издан соответствующий приказ: «Мною лично замечено, что буера заходят в запретный водный район, ограниченный линиями Лисий Нос — Петроградская пристань, остров Котлин — Ораниенбаум и на западе Стирсуден-маяк. Предупреждаю, мною отдан приказ частям, охраняющим побережье и дороги, в случае выхода буера в вышеуказанный район открывать огонь до остановки и спуска паруса».
Несмотря ни на что, даже в военное время катания на буерах продолжались. 25 марта 1916 года в Императорский Речной Яхт-Клуб из Кронштадта пришел буер И. В. Бутца — последний в этом сезоне с моря. Буера — «Заяц» А. И. Вышеградского, «Чертоног» и «Бродяга» фон-Голли, — продолжали ходить и после этого числа, но уже с Лахты.

Борис БРИЛЬ

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: Андрей | 17.02.2017 в 17:51

Спасибо, очень интересно!

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: