Зимние забавы. Буера

(Продолжение. Начало в «КВ» № 10, № 12, № 14)

«Удовольствие доходит до экстаза!»
Жаль, что члены Яхт-Клуба не пригласили на свое первое состязание на буерах военных моряков. Ведь в 1882 году в Кронштадте, по словам нашего «Нестора» («Кронштадтского Вестника»), уже было как минимум три буера.
«20 января во время катания буер с компанией молодых моряков перелетел из Кронштадта в Ораниенбаум в 7 ½ минут и на обратном пути, при легком порыве ветра, на проезжей дороге слегка задел пешехода. От неожиданности тот упал на лед и потерял сознание. Буер немедленно остановился, и упавший был принят на него. Придя в чувство, пешеход стал просить, чтобы его доставили в Кронштадт на квартиру. Бывшие на буере офицеры сочли более благоразумным доставить упавшего в морской госпиталь. В какие-нибудь три-четыре минуты буер подлетел к Петербургским воротам, и двое офицеров свезли упавшего в госпиталь, где тот был осмотрен дежурным врачом, который нашел его совершенно здоровым, за исключением шишки на лбу. Убедившись в счастливом исходе, пострадавшего отвезли домой в дом Полякова, что напротив ворот учебного экипажа, и сдали на руки жены, дав ему немного денег за причиненный испуг».
Согласимся, что катание на буере не легкий спорт. Снежные наносы, льды и сквозные трещины, через которые приходилось перемахивать буеру, а иногда и сильно врезаться, приводили к неминуемой поломке нижней балки или гика и даже мачты. В таких случаях приходилось заканчивать катание и собственными силами тащить буер на место. А потому, по словам знатока буерных вояжей Есаулова, «без двух хороших гандшпугов, найтовых концов, лома и топора тогда ни один буер не выходил в катанье». Все это, а еще топор и кусок сала всегда хранились в ящике рядом с мачтой. Туда же порой клали ночник с зажженным фитилем, которым пользовались для закуривания сигар и трубок.
И все же катание на буерах было чудным развлечением. И тот, кто хоть раз прокатился на буере, становился горячим его поклонником. Вы только представьте: «Выехать на буере на взморье в обществе молоденьких любительниц острых ощущений и бравых яхтсменов. Нет, это развлечение, можно сказать, божественное и чувство удовольствия доходит иногда до экстаза!» — описывал свои ощущения один тогдашний яхтсмен из речного яхт-клуба. Да, в смысле ощущений буер — «первый из спортов». К тому же, нет лучшего способа научиться управлять парусом, чем буер. А поэтому не удивительно, что вскоре на гладкой поверхности Невской Губы между Кронштадтом, Лахтой и Петербургом число буеров, носившихся «по суху, яко по воде», стало доходить до тридцати.
Вторая гонка
Однако следующие гонки Речному Яхт-Клубу удалось организовать только в 1890 году. В этот год выдалась отличная бесснежная зима, крайне благоприятная для буерного спорта. Призы были пожертвованы Вице-командором Олсуфьевым и Нобелем.
Первая гонка состоялась 2 декабря. По условиям, буера должны были дойти до спасательной станции, стоящей на зимней дороге между Петербургом и Кронштадтом, и вернуться обратно, что составляло около 30 верст без лавировки. В 12 часов раздался пушечный выстрел, и буера с распущенными парусами понеслись по взморью. Где-то через час показался парус первого буера, затем стали поочередно подходить к финишу и другие. Четыре буера попали в полынью и затонули. К счастью, сидевшие на нем спортсмены отделались холодною ванною. Первый приз — серебряный кубок — в тот год получил рулевой буера «Заяц» Биндеман, сделавший дистанцию в 1 час 4 минуты 22 секунды, второй — серебряный ковш — Ольсен (результат 1 час 36 минут 20 секунд), третьим пришел Кириллов (2 часа 2 минуты 10 секунд). Кроме того, рулевые получили по серебряному жетону.
Во второй гонке, состоявшейся 9 декабря, участвовали двенадцать любителей, ими же был учрежден серебряный переходящий кубок. Кубок этот выиграл буер «Альбатрос» Гюнтера с рулевым А. Марковым. Дистанция в 40 верст была сделана им при 4-х бальном ветре в 1 час 1 минуту 10 секунд.
Кронштадтские любители буера снова не были приглашены на это состязание. Почему? Ведь уже с конца ноября 1890 года в пределах линии южных укреплений и Ораниембаумского берега они бегали почти ежевечерне. «Из них, — свидетельствует очевидец, — пять штук принадлежит кронштадтским спортсменам. Один В. В. Ивашинцеву, три морским офицерам и один офицеру пехотного резервного батальона. Приятно смотреть, как они летают по ровному гладкому льду на своих легкокрылых буерах. Только буер успеет сделать поворот у какой-либо из батарей, как, подхваченный ветром, он уже скрывается от наших глаз вблизи Ораниенбаума».
Из Питера до Кронштадта — за 18 минут
Со стороны трудно представить, какой быстроты может достичь буер в хороший ветер. В Северной Америке, где буера особенно распространены, говорят, на них ходят с быстротой 135 верст в час. У нас по Финскому заливу, при благоприятных условиях доходили до Кронштадта из Петербурга за 18 минут, то есть делали в час сто верст.
И хотя ободренный успехом прошедших гонок Комитет Речного Яхт-клуба немедленно включил их в общую программу на следующий год, но очередную гонку им удалось провести лишь через четыре года. А вот несколько любителей, по видимому, из Ораниенбаума не зевали и, воспользовавшись редким состоянием ледяной поверхности в январе 1893 года, устроили буерные гонки на плесе Галерного фарватера. Участвовать записались 8 буеров. Три из имевшихся сломались, остальные были разделены на два разряда. «В то время каждый строил буер на свой вкус, как правило, большой грузоподъемности человек на пять-шесть, а то и более. О скорости еще не задумывались. В первом разряде стартовали: «Пурга» — рулевой С. В. Григорьев и «Павлин» с рулевым Я. Б. Беляевым. Во второй попали: «Прыжок» — рулевой Э. Э. Пламинов, «Оля» — К. Л. Соколов и «Лихач» П. М. Иванова».
Дистанция была назначена от Кроншпица Галерной гавани вокруг первой сторожевой будки на зимней дороге в Кронштадт, далее на поворотный знак у перемычки Морского канала, против Сергиевского монастыря и обратно к старту — всего около 8 морских миль. Первой пришла «Пурга», спустя 20 секунд ее догнала «Оля», через 35 секунд — «Прыжок», через 2 минуты 26 секунд «Павлин» и, наконец, через 4,45 — «Лихач». Известно, что рулевой буера «Оля» лишился права на приз из-за неправильного прохождения поворотного знака.

Борис БРИЛЬ
(Продолжение следует)

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: