Меньше мусора – больше деревьев и простора для творчества

Главное летнее событие в культурной жизни Кронштадта — международный экологический фестиваль искусств «КронФест», который Музей истории Кронштадта проводит при поддержке районной администрации совместно с Северо-Западным филиалом Государственного центра современного искусства, Датского института культуры в Санкт-Петербурге и Государственного центра поддержки искусств Финляндии — состоялось в шестой раз. Праздник творчества, на который в Кронштадт ежегодно собираются современные творцы из различных стран мира, стремящиеся своими работами напомнить людям о хрупкости окружающей нас природной красоты и необходимости её защиты от бездумного уничтожения.

Во что превращается мусор?

Художники «КронФеста» традиционно используют для своих работ преимущественно «подручные» материалы — как природные (камни, древесина), так и б/у (металл, пластик, резина, стекло) или даже мусор с берегов Финского залива. Однако, как говорят организаторы фестиваля, интерес приглашаемых в Кронштадт художников сосредоточен не столько на специфике материала, сколько на создании произведения искусства. Им важно показать зрителям, как творческая мысль способна преобразовать реальность.

За 5 лет работы «КронФеста» кронштадтцы и гости нашего города смогли убедиться в том, что из любых твёрдых бытовых и промышленных отходов при творческом отношении можно получить новую вещь, дав уже использованной ещё одну, гораздо более яркую, чем первая, жизнь. Подобный подход давно утвердился, например, в Финляндии, где дизайнеры и даже целые производства занимаются редизайном устаревших вещей. Наши соседи рассматривают вторсырьё как один из ресурсов экономики. И нам есть чему у них поучиться…
Ежегодно перед Музеем истории Кронштадта из мусора и металлолома возникают арт-объекты. В этом году традиционный вокшоп фестиваля собрал разнообразную команду художников из Кронштадта, Петербурга, Финляндии и Дании.

Лучшими работами 2013 года жюри признало «Звёздную кровать» датчанина Николая Джулера и наиболее загадочную из всех композицию «Кролик на пляже» (авторы — Ева-Лиза Пухакка и Джонне Питканен). Директор Датского института культуры в Санкт-Петербурге Рикке Хелмс, присуждая финнам первую премию, сказала: «Эта работа для меня с юмором. Я долго искала кролика, не нашла его, но прочитала, что он на пляже. Только пляжа я тоже не увидела. Очень интересно…» Масштабных работ, по сравнению с прошлыми годами, никто делать не стал – неприметные, они затерялись в околомузейном сквере настолько, что их поиск добавил определённую интригу фестивалю.
Второе место присудили финке Анне-Мари Хуттунен, которая растянула между двумя деревьями сплетённую из резины и тряпок паутину-сеть, издалека напоминающую вывешенный на просушку ковёр. На третьем месте оказались петербуржцы Ирина Дудина и Сергей Андреев со своим «Деревом счастья». На нём вместо листьев и цветов — раскрашенные в оптимистичные цвета пустые пивные жестянки, весело позвякивающие на ветру, как детские погремушки.
Кронштадтка Ирина Васильева предложила учредить отдельную премию художникам, делающим самый дешёвый проект. Для своей композиции «Такова природа вещей» она потратила лишь три самореза, стакан краски и две ложки лака, остальное — бросовый материал. Две другие наши художницы – Наталья Волкова и Виктория Красноярова — обновили до неузнаваемости давно лежащую в сквере водопроводную трубу. Получилась необычная клумба под названием «Сны «Кронфеста».

Другие берега –
те же проблемы

Немец Карл Аймермахер не смог лично представить свои работы. Они и не создавались специально для фестиваля, но отлично сочетаются с его концепцией. Распечатанные на баннерах фотографии из цикла «Всё течёт…» предоставил Государственный Центр современного искусства. Публика увидела «другие берега», а там, как у нас, вросшие в песок брошенные бутылки и жестянки. Как рассказал присутствовавший на открытии «КронФеста» представитель ГЦСИ Михаил Крест, фотофиксация найденных объектов – хобби 75-летнего искусствоведа и учёного-слависта, которым тот занимается более 20 лет. Автор ничего не передвигает, а лишь ищет ракурс, снимая исключительно на аналоговую плёнку.

Учимся сажать

Впервые в программе «КронФеста» появилась новая форма экологического искусства – петербургская арт-группа «Новая кора», вдохновившись методом австрийского фермера Зеппа Хольцера, решила заняться созданием «правильной» (с точки зрения пермокультуры) грядки. Ребята выкопали ров, заполнили его органическими остатками, потом вернули грунт, добавили камней, которые будут нагреваться от солнца днём и отдавать своё тепло земле ночью. В итоге за музеем теперь возвышается грядка в форме рогалика, больше похожая на клумбу. На ней растут помидоры, капуста, клубника, цветы. А ярко-жёлтые подсолнухи притягивают внимание публики.
«Мы решили экспериментировать – попробовать себя в новом направлении, — рассказал лидер группы Михаил Сперанский. — Хочется, чтобы как можно больше людей узнали об альтернативном земледелии».
«Новая кора» уже второй раз участвует в фестивале. В этом году, помимо повторения шуточного проекта «Древолюция» (на открытии дети и взрослые с удовольствием раскрашивали деревянные чурки, превращая их в яркие садово-парковые скульптуры), группа организовала проведение ещё одной акции «Расти с душой». В её рамках юные петербурженки Лиза и Маша Семёновы посадили дубок, собственноручно выращенный из желудя, найденного под старым деревом в парке «Дубки» (Сестрорецк). Потомка дуба Петра I девочки вырастили в подарок любимому экологическому журналу для детей «У лукоморья», редактор которого Александр Гайдаш обещал найти для деревца достойное место. И нашёл – теперь в музейном сквере растёт потомок петровского дуба. И наша задача — его беречь.

Под барабаны танцуют все

Вместо традиционного пленэра на фортах в этом году устроили пленэр танцевальный. На церемонии закрытия, 12 июня, различные коллективы говорили на международном языке музыки и движения. Большая часть из них в этом году – наши, кронштадтские. Студии «Кубана» и «Лейла», школа танцев «Балтийское созвездие» показали различные стили и направления. Участники танцевального пленэра ещё раз напомнили, что человек – часть природы, и своими пластическими средствами создали многообразную картину, объединяющим мотивом которой служил звук африканского барабана.
Выступление петербургского коллектива африканской музыки, песни и танца «OSEBO» стало самым ярким событием «КронФеста». Оркестр из двух звонких джембе, трёх басовых барабанов и необычного национального инструмента касаба (сетка из ракушек, натянутая на высушенную тыкву) аккомпанировал солисткам, которые, казалось, импровизировали, создавая песню и танец здесь и сейчас. Однако, как рассказали девушки после своего выступления, и в африканской музыке есть сложившиеся каноны. Они играют и поют музыку народа Мандинка (Гвинейская Республика, Мали), самостоятельно изучая все доступные в интернете видеоролики, записи и пошаговые уроки. На вопрос, чем привлекла их африканская культура, солистка группы Яся Крутова ответила так: «Африканская музыка – это искренне, это истинная радость бытия».
Вот на такой ноте завершился прошедший с 5 по 12 июня в Кронштадте VI международный экологический фестиваль искусств «КронФест». С нетерпением будем ждать следующего.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора
и Евгения РОГОВА

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: