Незаменимых нет?

Без неё «художка» — уже не «художка»

Педагог Детской художественной школы имени Аникушина, в группу к которому большинство родителей старались записать своего ребёнка при поступлении в ДХШ, больше в ДХШ не работает. После 14 лет преподавания Нина Филюта ушла практически в никуда. Неужели сейчас, когда наблюдается явный дефицит художников-преподавателей, такие кадры не нужны руководству кронштадтской художественной школы?

Нина Филюта работала в ДХШ с 1999 года, постоянно — с 2000-го. До этого, и параллельно этому, вела изостудию в «Юном моряке», преподавала в средних школах, Высшем педагогическом училище (колледже) № 4 (методику художественного развития дошкольников). В 2002 году стала победителем районного конкурса «Учитель года» в номинации «Педагог дополнительного образования», была награждена почётным знаком Губернатора Санкт-Петербурга «За успехи в деле гуманизации школы». Но главное — она сумела найти подход к детям — к самым маленьким художникам.
С пятилетними она создавала авторские книги и фантазийные шляпы, писала письма и отправляла их по почте в разрисованных ребёнком конвертах. Преподавала играючи, давала азы: учила смешивать краски и пользоваться палитрой, при этом успевая читать сказки и рассказывать мифы, а также истории из собственного детства, проведённого в этих стенах. Нина Филюта обожает детей. Она собирает их рисунки, стихи, рассказы, фразочки.

Нина Константиновна, как педагог-организатор, сопровождала детей до окончания школы, возила на экскурсии, в музеи и театры. Дети видели город не из окна автобуса, — много ходили пешком, проникались красотой, а заодно становились дружнее и самостоятельнее. Она ставила с детьми спектакли — от маленьких скетчей по детским стихам до ярких абсурдистских композиций по произведениям Чехова, Гоголя, Льюиса Кэрролла, Бродского. Чехова даже возила на гастроли в Петербург.
Выставочная жизнь ДХШ — большей частью — тоже была на ней, окончившей факультет теории и истории искусств Академии художеств. Благодаря Нине Филюта в Кронштадте свои работы показали многие русские и иностранные авторы.
Выставка петербургских и латышских художников
— Ии Кирилловой, Андрея Кузнецова, Мариса Ульдрикиса — в прошлом учебном году, в этом — выставка фотографий Александра Лаврентьева, одного из самых ярких фотохудожников Санкт-Петербурга.

И под финал — неоднозначная экспозиция образцов современной женской петербургской живописи «Пять цветов в
одном букете», на открытие которой учащихся…не пустили.

Она любит эту школу, в которую девочкой пришла в далёких 1980-х, глядя на педагогов которой, поняла, что хочет стать учителем, в которую мечтала вернуться преподавать.
Да, не всё было гладко. Уже уходила, но возвращалась, потому что не мыслила свою жизнь без любимого дела — работы с детьми. Родители 03 (подготовительной) группы, чьих детей она так неожиданно оставила, опечалены, потому что успели почувствовать, что даёт их детям этот педагог. Они верят, что Нина Филюта ещё вернётся.
Что же заставило педагога, души не чающего в детях, принять решение и уйти в никуда, не доработав двух месяцев до конца учебного года? Нина Филюта не хочет обсуждать это на страницах газеты и отвечает словами Иосифа Бродского: «Старайтесь не обращать внимания на тех, кто будет стараться делать вашу жизнь непереносимой. А таких будет много — и официально назначенных, и добровольцев. Если их нельзя избежать, претерпите, но как можно скорее забудьте о них…»

Нина Филюта — разносторонний человек, учитель, имеющий два образования и огромный опыт работы с детьми, — несомненно, найдёт работу в другом месте. Только вот у кронштадтских юных художников на одного хорошего педагога будет меньше.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото из архива
учеников Н. К. Филюта

Директор ДХШ им. Аникушина София Михайловна Кувайкина:
— Нина Константиновна написала заявление по собственному желанию, отработала две недели и ушла. Это не первый раз, когда она уходит. Было время, она на полгода уходила, а потом я уговорила её вернуться. Понимаете, у меня, как у директора, беда: преподавателей нет, детей приголубить некому, а тут педагог берёт и среди учебного года уходит… Пока на её место мы взяли молоденькую девушку, нашу выпускницу.
Нина Филюта — педагог не рисующий. Она не учит рисовать. Она никогда не работала со старшими, а занималась с детьми только до третьего класса. Да, она артистичная, весёлая, дети её любят. Но она приняла решение, и коллектив не стал её отговаривать. Во всяком случае, ко мне никто не приходил. Нам всем тяжело, но мы выкручиваемся. Если бы я любила детей, я бы их среди года не бросила.

Даша Гаврилик:
— Я прекрасно помню, какие это были дни! Детская душа с нетерпением ждала урока, где Нина Константиновна рассказывала нам замечательные истории и занимала нас играми. Но лучшее всегда оставалось за пределами художественной школы, когда Нина Константиновна организовывала поездки в самые неожиданные места Петербурга. Мы бродили по улицам в поисках вдохновения, мы воодушевлялись ритмом города, учились ценить то, что совсем рядом… Морская и воздушная — вот какая Нина Константиновна в моём восприятии.

Катя Нагорная:
— С Ниной Константиновной мы всегда выполняли очень интересные задания: рисовали героев Астрид Линдгрен, иллюстрировали финский эпос — это было каким-то волшебством. Нина Константиновна привила нам вкус к искусству, к жизни, буквально к каждой мелочи. Это разносторонний человек, с ней всегда интересно разговаривать на любые темы. С момента нашей первой встречи прошло 7 лет, мы выпустились из «художки», но с Ниной Константиновной видимся до сих пор.

Настя Бажанова:
— Она — первая, кто познакомил меня с художественной школой и сделал её моим вторым домом. С Ниной Константиновной я сделала не только первые аппликацию и глиняную фигурку, но и свои первые шаги во многом другом. Благодаря ей я познакомилась с очень многим из того, чем увлекаюсь по сей день. Обучаясь только в художественной школе, я попробовала себя и как актёр, и как писатель. Конечно, мне бы хотелось, чтобы и у других детей было такое детство с таким учителем. Разумеется, художественная школа для меня — это не одна Нина Константиновна, но без неё «художка» — уже не «художка».

Надежда Павлова, мама 2-х учениц Н. К. Филюта:
— Нина Константиновна — большой друг детей. И это самая лучшая её характеристика. Когда у неё училась моя старшая дочь, она всё время что-то придумывала. Другие педагоги учили рисовать. А Нина Константиновна ездила с детьми в театры, в музеи. Она не учила теории. Всё преподносила через игру. В итоге развила фантазию, научила видеть мир, научила развлекать себя. Дочка стала не только любить рисовать, но и читать запоем — потому что Нина Константиновна читала им на уроках редкие, чаще всего скандинавские сказки. Я не знаю ни одной мамы её учеников, кто бы не был доволен общением своего ребёнка с этим человеком.

Оля (8 лет):
«Я не понимаю, зачем мне перемена, если я и так, когда рисую, отдыхаю!..»
Ева (7 лет): «Когда вы нам сказки читаете, у меня даже, знаете, ОТДОХНОВЕНИЕ наступает».
Люба (6 лет):
«А у меня в желудке целый оркестр поёт, как я люблю навсегда художественную школу!»

Нина Филюта: «Читаю записи на страницах своей трудовой книжки — «За высокие результаты и эффективность труда премировать в сумме 300 руб.» или — «Объявлена благодарность за успехи в работе с младшими учащимися школы, за творческий подход в работе с программами» — это в 2005 году, тогда у нас ещё можно было подходить к программе творчески».

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: