Зазеркалье Ирины Васильевой

Что чувствует женщина, оказавшаяся в подозрительной зеркальной комнате и оттого превратившаяся в осколок калейдоскопа? Чем отличается хвойный лес по разные стороны российско-финляндской границы?.. Ответы на эти и другие неожиданные вопросы дают произведения Ирины Васильевой — графика, живописца, иллюстратора, создателя коллажей и продолжателя традиций ленинградского андеграунда.

Пять лет назад Ира Васильева переехала из Петербурга в Кронштадт, и теперь некоторые из жителей нашего города смотрят на местные достопримечательности исключительно её глазами. «Взгляни только, как будто Васильевой нарисовано!..» — говорит мне подруга, указывая на смешно торчащие на фоне сугробов пушки и ёлки.
И точно. Железные ворота контрольно-пропускных пунктов, зияющие чернотой оконных проёмов казармы и прочая корявость запустения благодаря творчеству Ирины воспринимается не столько горькой миной судьбы, сколько воплотившимся в реалиях художественным приёмом. Ира приняла этот город таким, какой он есть, безоговорочно поверила в его красоту и успела нарисовать сотни раз. Она поэтизирует даже пресловутую дамбу, превратившую в своё время островитян в полуостровитян, — тиражирует её костлявую геометрию в гравюрах и кружевных коллажах.
Свои картины — живые, дышащие и трепетные — она пишет двумя красками — зелёной и красной. Краплак, киноварь, кадмий оранжевый, севанская зелёная и зелёный ФЦ…
Работ у Иры много. Так много, что она одномоментно выставляется в ЦВЗ «Манеж», в витринах двух столичных галерей, «Графическом кабинете» на канале Грибоедова, 103, ещё на трех-четырёх площадках, предоставив при этом не пять и не шесть, — десятки своих произведений. О себе Ира говорит с той же скоростью, с которой фиксирует в этюдах увиденное или перемещается на велосипеде. Удивительная открытость, — ни надменности, ни позёрства. Работает с натуры, под снегом и проливным дождём, то есть бесконечно чтит позабытые многими пленэры.
Сейчас её картины показывают в московской галерее «Кульпроект», где 21 марта открылась коллективная женская выставка с «говорящим» немецким названием — Kinder Küche Kirche — «Дети Кухня Церковь». Так в конце XIX века кайзер Вильгельм II определял социальную роль женщины, такой она видится многим и поныне. В экспозиции — живопись петербурженок Евгении Голант, Надежды Эверлинг, Татьяны Сергеевой, Юлии Сопиной. У кронштадтцев была возможность познакомиться с их творчеством на выставках в ДХШ.
В Москве Ира выставляет холсты из серий «Зингер» (2005), «Вербное воскресенье» (2008) и «Завтраки гарпий» (2010). Выставка, проходящая в рамках «Сезона петербургского искусства в Москве», продлится до середины апреля. Куратор проекта — художник Пётр Белый — говорит следующее: «Живопись сегодня — вопрос сложный. Нужно иметь смелость, чтобы ею заняться, а смелости нашим девушкам не занимать».

Нина Филюта
Фото из архива автора

 

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: