День открытых дверей или Современное искусство становится ближе

В Кронштадте находится единственная арт-резиденция, принадлежащая Государственному центру современного искусства (ГЦСИ). За год её посещают — живут и работают над художественными проектами — десятки иностранных и русских современных художников. Но то, над чем они работают в стенах двухэтажного домика на Якорной, 2 Б, для кронштадтцев чаще всего остаётся загадкой. Поэтому руководство ГЦСИ решило провести обсуждение проектов при открытых дверях. 26 февраля двое иностранных художников Таня Дыхин и Йозеф Бареш представили широкой публике свои законченные проекты, созданные на кронштадтской земле.

Отчётные показы резидентов проходили и раньше — в выставочном зале Шереметьевского дворца, на площадке Петербургского благотворительного фонда культуры и искусств «ПРО АРТЕ». В этом году показ состоялся там, где создавался проект. В роли первопроходцев оказались австралийская фотохудожница и чешский художник немецкого происхождения.
Таня Дыхин представила серию фотомонтажей под названием «Мечтая о фата-моргане». В центре её внимания оказались заснеженные берега залива. Запечатлев ландшафты и исторические здания среди снега, который Таня увидела впервые, художница исследовала особенности восприятия окружающих объектов. Она хотела найти у берегов Кронштадта мираж, какой бывает за полярным кругом или в песках пустыни — так называемую фата-моргану. Но не нашла. И попыталась воссоздать желаемое в своих работах с помощью повторения, искажения, инверсии отснятого материала.
— Я родилась в Австралии. Поэтому мне было интересно посмотреть, что такое снежная зима. Конечно, я что-то прочла о Кронштадте перед поездкой, но то, что Финский залив замерзает, я узнала лишь за две недели до отъезда в Россию. Поэтому здесь я в основном гуляла по льду и фотографировала.
Второй резидент — медиа-художник Йозеф Бареш — также много гулял по замёрзшему заливу. И тоже фотографировал. Прогулки и их фотофиксаж стали типичной для занимающихся лэнд-артом художников формой произведения. С тех пор, как в 1967 году британский художник-авангардист Ричард Лонг отказался от любого вида рисования на бумаге и просто протоптал линию в траве, назвав свою «работу» «Протоптанная линия». На него и ссылается Йозеф, который создаёт инсталляции, исследуя процесс запоминания увиденного пространства, особенности считывания его образов человеческим глазом и связи между сохранившимися в сознании знаками и воспоминаниями.
— Мой проект «Горизонт (Движение 3)» подразумевал прогулку вокруг выбранного объекта и фиксацию того пространства, которое открывалось передо мной. Я делал снимки через определённый интервал времени. Потом свёл эти кадры в видеоролик.
Визуальная презентация прогулки стала главной частью проделанной работы, которую вместе с картой прогулки и текстом, подробно описывающим наблюдения, увидели гости. Какие-то объекты на экране выделялись отчётливо (горизонт, опорная точка), а какие-то были расплывчаты. Таким образом, художник показал, что человек может вспомнить отдельные элементы или моменты события, общую направленность, но не может вспомнить прошедшее событие полностью.
Приезд Тани Дыхин и Йозефа Барека — уже четвёртый резидентский проект за 2013 год. Прожив в Кронштадте месяц, они уезжают, освобождая уютную арт-резиденцию для новых экспериментаторов. А значит, будут ещё открытые показы. И, может быть, современное искусство постепенно станет ближе и понятнее жителям города.

Серафима БЕЛЕВИЧ

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: