Ольга Гаврикова: «Десять дней в Италии, а хорошего настроения на пять лет»

Впечатления от путешествия кронштадтская художница представила на своих картинах

Вслед за Риммой Ремишевской, которая представила свои путевые живописные впечатления в конце 2012 года (выставка в Музее истории Кронштадта называлась «Римские каникулы»), её коллега, тоже преподаватель Детской художественной школы им. М. К. Аникушина Ольга Гаврикова выставилась в Библиотеке семейного чтения (19-й квартал, улица Гидростроителей, 6). Тема выставки — снова путешествия. Небольшую экспозицию «Солнце Венеции» можно посмотреть с 12.00 до 18.00 в любой день кроме субботы. До 15 февраля.

Издавна Италия притягивала русских художников. Наследие Древнего Рима и Италии эпохи Возрождения являлось и является непререкаемым авторитетом в системе профессионального образования русских живописцев. Неслучайно именно сюда — на Апеннинский полуостров — отправляли в 19-м столетии лучших выпускников Петербургской Академии художеств.
— В этой стране находятся 70 процентов великих художественных и культурных памятников всего мирового наследия. В Италии вдохновляет всё: и климат, и пейзажи, и архитектура, и люди, — рассказывает Ольга Гаврикова. Выпускница и педагог кронштадтской ДХШ семь лет назад впервые побывала в Италии. И сразу же по возвращении начала создавать цикл работ, посвящённых городам, которые удалось посетить за те незабываемые десять дней. Показать же публике некоторые из них удалось только сейчас. В январе 2013-го коридор Библиотеки семейного чтения украсила небольшая экспозиция под названием «Солнце Венеции».
В 2005 году у меня было очень плохое настроение, ничто не радовало — и я вдруг решила, а почему бы не уехать куда-нибудь. Купила «горячий» тур в Италию и улетела в Римини. И сразу как будто попала в сказочный цветочный город. На улицах Римини росли огромные, по величине не уступавшие деревьям, кусты, которые были сплошь усыпаны розовыми цветами….
А на следующий день автобус повёз кронштадтскую художницу в Венецию. Она провела в этом городе всего пять часов, но до сих пор вспоминает об этом путешествии с восторгом и благодарностью — с благодарностью венецианцам, которые стараются погрузить гостей своего города в атмосферу сказочной старины, чтобы приезжающие сюда забыли обо всём, неспешно покачиваясь на волнах под пение гондольера.
Венеция обволакивала солнцем и теплом, сияла золотом и бирюзой, удивляла богатством и величием. Она прекрасна и неповторима. Да, можно написать картину с великолепным пейзажем, заснять город на видеокамеру, сделать сотни фотографий, однако всё это будет лишь тенью того ощущения, которое можно испытать, лишь побывав там на самом деле…
«Венецианские» картины Ольги Гавриковой написаны пастелью и гуашью — нет, не прозрачной, воздушной и лёгкой акварелью, как этого ждёшь. Автор избрала более «тяжёлые» материалы, однако они не лишили образ города-мечты романтического флёра. Сине-изумрудная вода, нежно-голубое небо, расплывающийся в тёплом воздухе силуэт южного города и гондолы, гондолы… Штрихами и крупными мазками художница смогла отлично передать жаркий, дрожащий от солнечных бликов воздух, в котором танцуют вездесущие солнечные «зайчики», и в котором растворяется всё — и здания, и толпы туристов, превращённые в одно разноцветное разноголосное марево. Конечно, автор романтизирует город, не перенося на свои полотна плесень и запах сырости в венецианских палаццо. Это её право. Венеция запомнилась кронштадтке как город солнца. Поэтому именно так и называется небольшая выставка.
После Венеции были Падуя, известная своим собором с фресками Джотто, Пиза и её падающая башня, Флоренция, где почти нет растительности: одна архитектура и камни, Сиена, вечный город Рим, Неаполь…
После этого незабываемого путешествия я ещё лет пять находилась в некой эйфории, я была счастлива… — рассказывает Ольга Гаврикова. — Казалось бы, всего десять дней, а хорошего настроения — на пять лет. Весь следующий после поездки год я рисовала свои впечатления. Картин планировалось больше, но пока получилось немного. Пять из них я сейчас решила представить на суд зрителей. Ведь картины живут только тогда, когда на них смотрят…
В ближайшем будущем, как только подрастёт маленькая дочка, Ольга мечтает отправиться в Париж, поближе познакомиться с культурой французской провинции, а также посетить Святую землю Израиля и, конечно же, поездить по просторам России.
— Грустно, правда, когда смотришь на нищету наших людей из окна поезда. Ведь их избы — это не дачи, а постоянное жильё. Но как художник красоту я стараюсь увидеть во всём, и в радостном, и в печальном, и в обыденном. Этому меня научила мой преподаватель в ДХШ Софья Михайловна Кувайкина, и я ей за это буду благодарна всю жизнь, так же, как и своим родителям, которые в один прекрасный день привели меня в детскую художественную школу. И, я думаю, не ошиблись.

Беседовала
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото из архива О. Гавриковой

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: