Колыбель «северного модерна»

Озеро Виттреск-ярви (Hvitträsk-järvi) располагается в 30 километрах от Хельсинки: зеркальная гладь воды, сосновый лес, покрытые мхом гранитные валуны. На фоне величественного пейзажа — красивейшая усадьба — то возникающая среди деревьев подобно сказочному замку, то совершенно сливающаяся с ландшафтом.

Загородная вилла Виттреск (Hvitträsk), представляющая собой комплекс из нескольких зданий, была построена более ста лет назад финскими архитекторами Элиэлем Саариненом, Германом Гезеллиусом и Армасом Линдгреном. Здание, являющееся сейчас музеем, прежде занимала семья Сааринена, а в постройке, примыкающей с северной стороны, жил Линдгрен: между этими двумя сооружениями находилось просторное общее ателье. Третьему архитектору — Гезеллиусу — принадлежал дом на противоположной стороне двора. Над чертежами усадьбы-студии друзья «колдовали» сообща, учитывая пожелания друг друга и ни на секунду не забывая о том, что новое пристанище должно быть комфортно как для жизни, так и для работы.
К моменту создания Hvitträsk трио основоположников «национального романтизма» было уже известным: их бюро успело одержать победу в престижных конкурсах, но особенно прославилось после демонстрации павильона Финляндии на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Элиэль Сааринен чётко определил главное направление в развитии финского дизайна на десятилетия вперёд: «Мы возвращаемся к природе и пытаемся найти самое простое применение используемым компонентам. Наша страна не слишком богата, поэтому дизайн должен быть доступен всем…» Придумывая Hvitträsk, архитекторы, в первую очередь, ориентировались на национальную традицию, что отразилось на внешнем облике и внутреннем убранстве виллы. Об этом говорит и преобладание природных форм, и наличие почти «крестьянских» в своей простоте архитектурных элементов. «Национальный романтизм» поднялся, как финский хлеб в печи, — упрямо, упруго и вкусно. Со своим, свойственным только ему ароматом и хорошо пропеченной корочкой.
В интерьерах виллы всё сделано по авторским эскизам — мебель, текстиль, печи и печные изразцы, витражи в окнах, роспись потолков и чеканка. Мебелью и печами, в основном, занимался Сааринен: он тщательно прорисовывал деревянный резной декор, витые ножки, а также печи и камины разных форм и конфигураций. Дизайнером тканей выступила его жена Лоя: вдохновленная традиционными народными вышивками и коврами рюйю (ryijy), которые ещё называют «одеждой стен», она создала несколько замечательных образцов. Один из её ковров — хитроумное продолжение дивана — едва ли не главная достопримечательность Виттреска. Изразцовая плитка, которой облицованы печи в каждой комнате усадьбы, изготовлена по эскизам друзей прославленного трио — Луиса Спарре и Альберта Финча. Возвращаясь к мебели, нельзя не сказать о той, которая была придумана специально для детской: миниатюрные шкафчики, столы и стулья не имеют ни одного острого угла, чтобы никто из малышей не набил себе синяков во время игры.
В 1916 году, сразу после смерти Гезеллиуса, Линдгрен вернулся обратно в Хельсинки, а весь комплекс зданий перешел во владение Сааринена. Освободившиеся площади стали гостеприимным приютом для других архитекторов: они с удовольствием приезжали в Hvitträsk и активно работали в его стенах, но дружеского и делового взаимодействия той удивительной силы, которая была присуща легендарному трио архитекторов, уже не возникло. Кончина Гезеллиуса и отъезд Линдгрена ознаменовали собой исчезновение одного из самых плодотворных и ярких творческих союзов. Впрочем, в течение нескольких лет Сааринена, как живую легенду, навещали не только друзья, среди которых «певцы Калевалы» — композитор Ян Сибелиус и художник Аксели Гален-Каллела, но также и видные зарубежные гости — шведский скульптор Карл Миллес, венгерский дизайнер Геза Мароти, русский писатель Максим Горький. Они не просто восхищались виллой на берегу озера, но находили здесь вдохновение для создания новых произведений и даже совершали научные открытия. Речь о композиторе Сибелиусе: прогуливаясь в окрестностях Виттреска в 1911 году, он обнаружил древний наскальный рисунок и ненароком стал первооткрывателем этого вида первобытного искусства на территории Финляндии.
В настоящее время весь комплекс зданий Hvitträsk принадлежит государственному фонду, главная цель которого — поддержка людей искусства — живописцев, музыкантов и, конечно, архитекторов. Расположение, история и архитектурный облик Виттреска не могли не повлиять на его нынешний статус: музей-заповедник, настоящий магнит для ценителей национального романтизма, место, привлекательное для туристов из разных стран. Неслучайно при музее действуют сувенирный магазин, ресторан, а в тёплое время года — кафе с деревянной террасой, на которой приятно выпить кофе и съесть булочку, густо посыпанную сахарной пудрой. Сегодняшним владельцам Виттреска, по большому счёту, ничего не нужно изобретать: место диктует стиль. Поэтому и булочки невероятно вкусны, и фирменный логотип на столовых салфетках «равинтолы» прекрасен… Запах сосновой смолы, чистейшее озеро и сауна на берегу. Разве что-то ещё нужно для счастья?..

Нина Филюта
Фото автора

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: