Урок чтения
Сpедь оплывших свечей и вечеpних молитв,
Сpедь военных тpофеев и миpных костpов,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастpоф.
Детям вечно досаден их возpаст и быт.
И дpались мы до ссадин, до смеpтных обид,
Hо одежды латали нам матеpи в сpок,
Мы же книги глотали, пьянея от стpок.
Увы, поколение «глотателей книг» ушло в прошлое. Дети, если и читают, то чаще всего в силу необходимости. Недавно я услышала рассказ мамы, у которой сын-подросток учится в частной школе в Ирландии. Там детям не дают пользоваться никакими гаджетами, а вместо мобильных телефонов в их распоряжении таксофоны на стенах. Зато её ребёнку понадобились книги на родном русском языке – учителя просили прислать лучшие книги для подростков.
У нас тоже думают над проблемой, как отвлечь школьников от компьютеров. Недавно в школе № 425 прошёл урок в форме ролевой игры, где разные поколения размышляли, что нужно сделать, чтобы вернуть детям эту радость – чтение хороших книг.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фpаз.
И кpужил наши головы запах боpьбы,
Со стpаниц пожелтевших слетая на нас.
Класс на время урока превратился в дискуссионный клуб. Роли представителей разных поколений исполняли ученики 8-Б. Учитель литературы Ирина Валентиновна Звонцева пригласила ребят поразмышлять над только что прозвучавшей песней Владимира Высоцкого «Баллада о борьбе», которую мы процитировали в начале. Поговорили о пользе чтения, в ней, в общем-то, никто не сомневался. И всё же две барышни, выступавшие в роли учёных, сообщили собравшимся, что Россия утрачивает свои позиции самой читающей страны – теперь мы всего лишь на 7-м месте! Но это ещё бы ничего, если не углубляться в то, что у нас читают! Тут, кстати, разница между поколениями не очень велика: ведь и поколение времён «самой читающей страны» выносит охапками из библиотеки дешёвое чтиво в пёстрых обложках.
В процессе ролевой игры три группы: дети, родители, бабушки и дедушки – стали совещаться, как вернуть детям книгу.
Все были единодушны в том, что начинать надо с младых ногтей – читать малышам на ночь, устраивать им домашние спектакли, вместе учить стихи, покупать аудиокниги, дарить книги – к праздникам и просто так. Книга вновь должна стать лучшим подарком! «Родители» чистосердечно признались, что в детстве много читали ещё и потому, что больше нечем было заняться: они слышали, что в то время телевизор был не в каждой семье. Подростки высказали смелую мысль, что иногда невредно бы применять насилие, то есть принуждать читать! Одна девочка призналась, что папа сперва её заставлял, буквально отсчитывая страницы для обязательного чтения, а теперь она вошла во вкус и читает с наслаждением. Все единодушно заметили, что если родители читают, и дома есть книги, то ребёнок наверняка будет читать. Если, конечно, отнять у него планшет и мобильный телефон и закинуть всё это на облако, чтобы он не смог достать, как ни старался.
Мелькала мысль о поощрении: сколько страниц – столько конфет! Народ не согласился – много сладкого вредно для здоровья! Предлагалось включать креатив в виде сочинения старых сказок на новый лад. Идей было много. Важно, что мысль о чтении как необходимости постепенно овладевала массами, то есть школьниками. Кому-то такой путь в пропаганде чтения может показаться извилистым, а нам он кажется довольно удачным. Ведь сколько ни говори, что чтение формирует мировоззрение, расширяет кругозор, развивает устную и письменную речь и помогает найти своё место в жизни – от этих слов, как от слова «халва», во рту слаще не станет. Где вы видели подростков, которые бы думали о таких вещах? По просьбе учителя ребята сбегали в школьную библиотеку и принесли оттуда лучшие, по их мнению, книжки для младших школьников. Ирина Валентиновна одобрила их выбор и поставила книги на «золотую книжную полку» в классе. Теперь эти ребята знают, что читать младшим братьям и сёстрам. А лет через десять – и своим малышам.
Младшие ученики показали пример незатейливой, но милой домашней инсценировки – сценки из «Снежной королевы». Старшим это можно применить на практике, например, поставить школьный спектакль для учеников младших классов. Ирина Валентиновна рассказала, как и что читают у неё дома, показала детские книги из своей библиотеки. Особое внимание она обратила на прекрасно изданные сказки Пушкина, которые должны быть в каждом доме. Урок прошёл в приятной атмосфере любви к чтению.
Галина МАРКИНА
Фото автора
Написать комментарий: