О душе и чести
Сегодня, когда в жизни всё перемешалось, когда не понять, где белое, а где чёрное, когда зачастую намеренно смещаются акценты, иногда можно ещё встретить людей, верных своим убеждениям. Порой их называют «белыми воронами». Встречаются они чаще среди людей творческих. Именно о таком человеке — моё повествование. Имя его хорошо известно кронштадтцам по фестивалю авторской песни «Струны фортов». Это бард Виктор Фёдоров. Поводом для рассказа послужил выход в свет в декабре минувшего года нового альбома «Меч и братья», посвящённого памяти декабристов, который, по определению автора, является «размышлениями о душе, событиях и чести».
Новая работа известного питерского барда является продолжением цикла песен «Рисунки на полях черновиков», посвящённых 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина, и во многом ему созвучна. Виктор Фёдоров не даёт оценки событиям зимы 1825-1826 годов. Право поразмышлять на эту тему он предоставляет слушателям.
Казалось бы, отношение к декабрьским событиям 1825 года на Сенатской площади Петербурга в постсоветское время кардинально изменилось. Однако, заявленная презентация доказала обратное. Из-за большого числа желающих приобщиться к волнующей теме, её пришлось провести дважды. Адреса тоже символичны: Музей А. С. Пушкина на Мойке, 12 и Музей-усадьба Г. Р. Державина на Фонтанке, 118.
А началась история создания «Меча и братьев» сорок лет назад, когда Виктор Фёдоров — выпускник Военмеха, романтик, как и большинство молодых людей в то время, случайно увидел конный полк, скачущий по Измайловскому проспекту Ленинграда в сторону Сенатской площади на съёмки фильма «Звезда пленительного счастья». Фильм режиссёра Владимира Мотыля вышел на экраны в 1975 году к 150-летию восстания декабристов и является подлинным кинематографическим шедевром.
С тех пор много воды утекло. Изменился взгляд общественности на события тех лет. Из героев декабристы превратились в «предателей», «изменников». Для российской истории это не ново. И, соответственно, о них почти перестали вспоминать. Но, объективности ради, стоит заметить, что фильм «Звезда пленительного счастья» имеет эпиграф «Женщинам России посвящается», и это не может ускользнуть от взора внимательного и неравнодушного зрителя. То есть тема любви, большой, чистой и жертвенной является лейтмотивом этой запутанной и до конца не изученной истории. Это тот случай, когда хочется говорить не о политике, а о том, что рядом с ней: о сложных человеческих судьбах, о долге, чести, и по большому счёту, об истинных ценностях. Ни во время войн, ни во время политических противостояний, жизнь не останавливается, она идёт своим чередом. Неоспоримым доказательством того служат истории жён декабристов, последовавших на каторгу в Сибирь за своими мужьями. Самоотверженный поступок этих женщин назван в истории подвигом. Именно это обстоятельство не позволяет нам забывать имена тех, во имя кого этот подвиг был совершён.
Цикл песен «Меч и братья», рождённый из трагически-романтической экранной истории, выстраданный автором-исполнителем и пронесённый им, как знамя, через многие десятилетия, безусловно, заслуживает внимания.
Уютный зал музея-усадьбы Г. Р. Державина, его архитектурные особенности и старинный интерьер мгновенно погружает зрителя в салонную атмосферу XIX века. Мы слышим негромкое проникновенное исполнение песен-монологов автора в сопровождении гитары, наслаждаемся его стихами в исполнении Народного артиста России И. И. Краско. И совершенно невероятное впечатление поизводит в прямом смысле ангельское пение группы очаровательных женщин в небесно-голубых платьях. Лауреат международных конкурсов камерный женский хор «Кантилена» под руководством хормейстера Светланы Абдуловой создаёт иллюзию присутствия здесь и сейчас. Мы как будто слышим голоса тех удивительных женщин, последовавших за любимыми мужьями в Сибирь, прикасаемся к их душам.
В зале присутствуют потомки декабристов. Их собравшиеся приветствуют аплодисментами. Невольно встаёт вопрос об исторической памяти. Актуально ли это сегодня? Стоит ли увековечивать память людей, посягнувших на незыблемые устои государства? Декабристы были детьми своего времени. У них не было опыта политической борьбы и потому просчёты и ошибки были неизбежны. Декабристы ещё «не успели понять, что произошло», как были жестоко наказаны. Сейчас многие специалисты сходятся во мнении, что хорошо жить можно при любом государственном устройстве. Главное, чтобы был свободный, открытый и честный диалог с властью.
По мнению автора проекта «Меч и братья» Виктора Фёдорова, его работа направлена на примирение людей. Разве есть сегодня проблема важнее? «Я нахожу потребность встать и поклониться желанной весточке из прошлого», — так говорит он в своих стихах. А для того, чтобы понять, как думали, что чувствовали эти, не будем лукавить, благородные люди, нужно оказаться в их рядах. Ведь те, «чей выбор сделан был по совести и чести» «кропили … не чернилами бумагу, а кровью юные сугробы декабря».
Альбом был раскуплен мгновенно.
Людмила Свириденко
Написать комментарий: