«Мы любим молодых учителей, но школы держатся на старой гвардии»
В 2023 году первый номер газеты «Кронштадтский вестник» вышел на исходе лета, когда мы невольно задумываемся о начале нового учебного года, хотя и старый ещё не забыт. На вопросы газеты об общих вопросах образования отвечает первый заместитель главы администрации Кронштадтского района Елена Евставфиевна Рыкина.
Елена Рыкина: «Благодаря поддержке Губернатора
Санкт-Петербурга и Правительства города школы
меняются к лучшему»
– Елена Евставфиевна, каковы основные итоги прошедшего учебного года? Сколько выпускников получили аттестаты об основном общем образовании (9 классов) и о среднем общем образовании (11 классов)? В каких школах наиболее высокие результаты обучения?
– Девятый класс окончили 340 человек, среди них есть и те, кто не справился с итоговой аттестацией. Одиннадцатый класс окончили 153 выпускника. Девять учащихся по итогам обучения в школе и сданного ЕГЭ стали медалистами.
Одиннадцатиклассники в этом году сдали ЕГЭ несколько хуже. С чем это связано? Уже года три–четыре стало трудно поступить в колледж, туда проходят ученики с высоким средним баллом аттестата, а троечники остаются за бортом и вынуждены возвращаться в школу, в 10-й класс. Соответственно есть разница в итоговой аттестации.
– Хватает ли мест в школах? Самих учителей?
– 1 сентября 2023 года за парту впервые сядут 502 ребёнка. В Кронштадте сегодня 4,5 тысячи школьников, учить которых будут 375 педагогов и работников образования. И несмотря на то, что зарплаты учителей стали выше, дефицит кадров имеется.
– Придут ли молодые специалисты? Сколько их в наших образовательных учреждениях?
– Из 375 работников образования 30 педагогов являются молодыми специалистами. Это очень мало. Мы любим молодых учителей: лелеем их и готовы растить. В нынешнем году открываем психолого-педагогический класс, как был когда-то в 424-й школе. Из того выпуска многие стали педагогами, и некоторые из них работают в Кронштадте. Недавно подсчитали, сколько выпускников стали учителями и сегодня пригодились там, где родились. Это более тридцати человек. Имеются в виду не только молодые специалисты. Например, Ирина Николаевна Асанова – выпускница 424-й школы, а теперь директор этой же школы, присоединённой к 425-й. В 425-й школе оказалось немало выпускников кронштадтских школ: учитель географии Елена Юрьевна Стеценко (424-я), учитель химии и биологии Мария Борисовна Дорофеева (424-я), учитель математики Светлана Михайловна Петрова (423-я), учитель английского Оксана Александровна Мельник (423-я), учитель истории Александр Алексеевич Степанов (425-я), социальный педагог Юлия Валерьевна Степанова (427-я) и ещё более десяти человек. И молодые специалисты тоже. Это дети учителей школы Алёна Алексеевна Лисина – педагог-организатор, Диана Сергеевна Трусова – хореограф. Обе продолжают учиться в педагогических вузах. Средний возраст кронштадтского учителя 56 лет. Профессия сложная, нагрузка большая, не все выдерживают. Уходят даже в середине учебного года. Старая гвардия молодцы, на них держится школьное образование, но надо ведь и опыт кому-то передать. В целом нельзя сказать, что у нас лучше или хуже с кадрами – такая ситуация по всей России. Может быть, в части финансирования в нашем регионе получше, чем в других. Зарплаты стали повыше, хотя часто и нагрузка у людей немалая.
– Насколько наши школы обеспечены материально? Сегодня уже трудно философски относиться к разнокалиберным партам, скрипящим стульям в классах, ужасным туалетам, неудобным раздевалкам.
– Благодаря поддержке Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства города школы меняются к лучшему. В последние три года нормативы финансирования заметно увеличились. За последние два года выделены беспрецедентные деньги на капитальный ремонт учреждений образования. Основной задачей руководителя является подготовка проектно-сметной документации на капитальный ремонт, а также заключение гоэкспертизы о достоверности сметных обоснований. Мы готовим на капремонт 662-ю, 427-ю школы и здание по Флотской, 12, которое передано детскому саду № 6. К 2025 году надеемся получить финансирование.
На следующий год появится здание школы, которое строится в рамках инвестиционного проекта «Остров Фортов». Это будет новая современная школа с бассейном на 550 детей. В нашем плане есть и бывшая 614-я школа. Планируется присоединить её к 418-й школе, без образования нового юридического лица.
– Учебный год начинается и в учреждениях дополнительного образования. До 5–6 класса детям есть, чем заняться в кружках и студиях Дома творчества «Град чудес» и Центра «Юный моряк» совершенно бесплатно, а что делать старшим школьникам?
– Для старших школьников создан проект «Кронштадтский инженериум», который реализиуется на базе 422-й школы по трём направлениям: «3D моделирование», «Web-дизайн», «Программирование и робототехника». Здесь могут учиться программированию учащиеся 7–11-х классов из всех школ Кронштадта. Учиться программированию ученики 8–9 классов могут и в Яндекс.Лицее, также открытом в 422-й школе. Сертификаты Яндекс.Лицея дают возможности для поступления в технические вузы, которые занимаются программированием. Во Дворце молодёжи открыли площадку киберспорта для молодых людей от 16 до 35 лет.
С 1 сентября ДЮСШ возвращается в образовательную сеть Кронштадта, она станет учреждением дополнительного образования со спортивной направленностью. Что это изменит? Размеры финансирования и зарплаты тренеров. По итогам встречи с руководством компании АвтоВАЗ прорабатываем возможность открытия классов, профориентированных на данную компанию, что позволит расширить перечень инженерно-технических программ в общеобразовательных школах района.
– С фасада 425-й школы снимают защитнуюя сетку – успеют ли строители сдать школу после реконструкции и ремонта к началу учебного года?
– В 2021 году по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в стране стартовал новый проект «Модернизация школьных систем образования», в рамках которого проводится капитальный ремонт зданий школ, расположенных во всех регионах России. Район подавал заявку в 2021 году, наше предложение поддержал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Надо отметить, что было 18 претендентов, но только в 425-й школе был сформирован полный пакет документов, который позволил участвовать в данном отборе. Деньги выделили на 2022–2023 годы. Это федеральный проект, который финансируется из федерального бюджета (36 %) и из бюджета Санкт-Петербурга (64%). Сроки для такого ремонта сжатые, но 1 сентября одно из старейших зданий школы будет вновь открыто. Мы давно к этому стремились, и вот в год, когда школе исполняется 150 лет, мечта сбудется.
Предполагается полная замена всего оборудования – от компьютеров до цифровых лабораторий по физике и химии. Современный формат музейной экспозиции – сочетание классического музея с современными интерактивными элементами.
И в оформлении школы в целом будет сочетаться классика и современность. Это все увидят уже 1 сентября. Значительно преобразится входная часть – наверное, всех удивит отреставрированная знаменитая лестница.
– А остальные образовательные учреждения?
– В текущем году выполняем ремонт фасада 423-й школы. На следующий год запланировано провести благоустройство территории и выполнить гидроизоляцию фундамента здания.
В этом году проделана огромная работа по подготовке к ремонту здания на Андреевской, дом 3 – 676-й школы, которая реализует адаптивные программы. Мы вошли в проект бюджета Санкт-Петербурга на 2024 год с предложением о выделении финансирования на реализацию данного проекта. В 2023 году за этой школой закрепили также военный городок № 15 по Посадской, где был стройбат. Планируем создать для школы современный комплекс, в котором помимо учебных классов, будут: медицинский блок, мастерские, спортивная и игровая площадки. А вот в детских садах мест у нас профицит – вошли в небольшой провал по рождаемости. Это мы пожинаем плоды снижения рождаемости в 90-х годах.
– Почему в детских садах увеличивается количество групп с адаптивными программами?
– Не все семьи занимаются детьми. И в основном в выравнивании нуждаются дети, педагогически запущенные. Основная деятельность дошкольника – игровая. А многие молодые родители вместо игры предлагают детям гаджеты. Таким образом, происходит воспитание гаджетами,
а не родителями. В итоге – играть не умеем, общаться не умеем…
Сложная структура дефекта не увеличивается. В основном наблюдаются пограничные состояния, связанные с речью и психомоторикой. Если прилагать определённые усилия, то педагоги, родители и врачи хорошо справляются с такими проблемами у детей. В дошкольных учреждениях численность в группах сокращается. Детей принимаем в ясли с одного года, если будет потребность, готовы открывать и круглосуточные группы, в детском саду № 1 была такая группа. Она нужна была одиноким мамам, работающим посменно. Это, конечно, не благо для детей, но бывают сложные жизненные ситуации и непреодолимые обстоятельства. В таких случаях можно помочь. Но пока обращений о круглосуточных группах не поступало.
– Что нас ждёт в новом учебном году?
– Новые учебники истории для 10–11 классов, которые включают в себя всеобщую историю и историю России. В учебнике истории для 11-х классов рассматриваются такие темы как государственный переворот на Украине 2014 года и позиция России; воссоединение Крыма и Севастополя с Россией и его международные последствия; Минские соглашения по Донбассу и гуманитарная поддержка Донецкой и Луганской народных республик; специальная военная операция; введение США и их союзниками политических и экономических санкций против России и их последствия. С 1 сентября в школах появятся советники директоров по воспитательной работе.
– Спасибо за интервью. Успехов в новом учебном году!
К 1 сентября ремонт и обновление в 425-й школе будут завершены
Надежда Рыбакова
Президент России Владимир Путин на Якорной площади.
23 июля 2023
В образовательных учреждениях Кронштадта ведётся большая работа в рамках национального проекта «Образование». Национальный проект «Образование» направлен в первую очередь на достижение национальной цели Российской Федерации, поставленной Президентом России В. В. Путиным, – обеспечивает возможность самореализации и развития талантов. Проект предполагает реализацию четырёх основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовку соответствующих профессиональных кадров, их переподготовку и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов.
Написать комментарий: