Художники покидают Морской собор

Стены, паруса, своды и купола уже расписаны.
До освящения Храма всех моряков осталось 46 дней

Александр Щеглов,
молодой художник из Чувашии, расписывал своды Морского собора чуть больше месяца

Суббота 13 апреля — последний рабочий день для 70 художников, нанятых фирмой «Вифания» для росписи стен, сводов и куполов реставрируемого Морского собора. Они дополняли сохранившиеся росписи и покрывали густыми орнаментами те участки Храма, которые при строительстве 100 лет назад расписаны не были. Начали в июне 2011-го с купола, весной 2012-го, закончив расписывать паруса, спустились в цокольный этаж. А в апреле 2013-го уже завершали свою работу в заалтарном пространстве. Незадолго до окончания живописных работ Серафима БЕЛЕВИЧ забралась по ещё не убранным лесам под самые своды, чтобы посмотреть, как кладётся последняя позолота, как возникают орнаменты и подбираются нужные цвета.

Храм в лесах казался
маленьким и тесным

Экскурсию по храму для корреспондента «КВ» провела Оливия Кандра, один из главных художников, в чьём подчинении 70 девушек и юношей, приехавших сюда из всех регионов России. Все они говорят, что в Соборе случайных людей нет…
Я пришла на объект, когда шла роспись купола. В центре стояли большие леса, был устроен лифт. Думала, поработаю пару месяцев, а задержалась на полтора года, — рассказывает Оливия. — Работали в тяжелейших условиях. Кругом стоял шум, мы все были в строительный пыли. Помню, мне тогда больше всего хотелось увидеть масштаб Храма, потому что из-за лесов он казался маленьким и тесным.
На Южной галерее второго яруса Оливия показывает специально оставленный кусочек старинной росписи, который реставраторы не стали восстанавливать. От красок и образных решений, выбранных и придуманных для Храма в начале 20-го века, и отталкивались главные художники Никита Нужный, Николай Селивёрстов и Константин Константинов при создании эскизов орнаментального покрытия ранее никогда не имевших росписи пространств. А таких в Морском соборе было много.

Работали
под наблюдением святых

Например, цокольный этаж при строительстве вообще не был расписан. Спускаемся туда — низкие своды трапезной покрыты изображениями райских птиц, якорей, виноградных лоз. Между ними в медальонах — виды российских храмов, построенных рядом с водой: на берегах рек, озёр, на островах.
Большинство птиц здесь, да и вообще во всём Соборе, расписала Марина Ноак. Как подсчитала сама художница, за полтора года работы она нарисовала 24 павлина, 16 райских птичек и 4 голубя.
— Я приехала с Алтая, четыре года живу в Петербурге. Когда полтора года назад пришла в Собор, купол и барабан уже были расписаны, — рассказывает Марина. — Сразу же была потрясена мощью Храма. Даже посреди стройки было видно, как он красив! Помню, как начали проглядывать лики, и мы работали с ощущением, что кто-то наблюдает за нами. Это заставляло максимально ответственно делать своё дело…
Заглянули в Нижний храм, в приёмную и в покои Патриарха. Колористическое решение покоев предстоятеля Русской Православной Церкви согласовывалось лично с Патриархом Кириллом. По словам моей проводницы Оливии, его Святейшество просил ничего на стенах не рисовать — просто покрасить потолок одним цветом, а стены — другим.

С ними —
благодать Божия

Возвращаемся в Верхний храм, в заалтарное пространство. Здесь кипит работа почти беспрерывно. Художники трудятся шесть дней в неделю, с 9.00 и в лучшем случае до 18.00. Почти все ездят из Петербурга, но лица у них отнюдь не уставшие. В чём секрет, мне поведала Мария Пономарёва. В Соборе она работает с марта 2012.
— Мы занимаемся благим делом, — говорит художница. — В этом храме очень много благодати. И эта благодать помогает нам работать. Мы — счастливые люди. Несмотря на усталость, мы всё время улыбаемся.
Скромная девушка в пёстром платке, русская красавица из Чебоксар, похожа одновременно и на маляра, и на прихожанку. По словам Марии, работа в Храме многих заставила задуматься о Боге и подвигла на поиски своего пути к вере.
Конечно, многие пришли сюда просто заработать. Но есть и те, кто через восстановление Морского собора хотел стать ближе к Богу — говоря о таких людях, Оливия Кандра называет имена Татьяны Деникиной, Ольги Поповой, Руслана Викаева.
Но в возрождении Собора участвуют не только православные. Оливия помнит всех, кто работал под её началом, и очень приятное впечатление произвела на неё молодая мусульманка Рэна Хакимова.
Она всё переживала, что на неё косо будут смотреть: мол, человек другой веры в православном храме работает. Но никто на эту тему ничего ей обидного никогда не говорил. Девушка была очень душевная. К сожалению, по семейным обстоятельствам рано покинула наш объект…
Были и другие, неприятные, случаи: когда с хорошими мастерами приходилось расставаться только потому, что они не понимали, где находятся…

Вера задаёт тон

Людей без опыта работы в Собор не приглашали. Тут трудились высококлассные специалисты — в основном выпускники Педагогического Университета имени Герцена, Художественно-Промышленной Академии имени Штиглица, Академии художеств имени Репина.
Как мне рассказали, любая роспись начинается с нанесения карандашного рисунка на штукатурку. Далее идёт фоновая заливка. Если встречается золочение, то следующим этапом художник кладёт сусальное золото, и только потом начинает прорисовывать мелкие детали, стараясь не задеть сусаль. Как правило, первыми к голой стене подходят девушки из колористической — Вера Козькова и Светлана Лебедева. Они рисуют фрагмент, а остальные придерживаются заданного образца.
— Как создать нужный оттенок? Прямо на месте подходишь к стенке и подбираешь, — рассказывает Вера. — Пользуемся силиконовыми красками на основе жидкого стекла. Чистых цветов у нас 15 штук. Из них на основе белил намешиваем все остальные. Один раз 30 литров белил за день израсходовали. Работаем в многослойной технике. Чем тоньше слой и прозрачнее краска — тем больше работает задний фон, тем интереснее смотрится рисунок.

Собор для них
стал домом

Задания художникам дают, исходя из образования, способностей и предыдущего опыта работы. Оливия Кандра призналась: зная, что живописцы — народ замкнутый и привыкший работать в одиночестве, она специально делала так, чтобы художники работали по несколько человек на одном участке. И случилось чудо: пришедшие сюда угрюмыми и замкнутыми, молодые люди и девушки становились общительными, весёлыми. Многие обрели друзей. И сейчас, когда пришло время расставания, им жаль покидать друг друга и Собор, который стал им настоящим домом. Художники понимают: другого такого объекта в их жизни больше не будет… А в Храм после освящения каждый придёт сам…

— Мы просто делали своё дело — создавали гармонию, — говорит приехавший в Петербург из Алтайского края Евгений Бухарин. — Для того, чтобы живописная гармония повлияла на гармонию внутреннюю тех людей, кто придёт сюда.
Фамилии и лица всех, кто возрождал и создавал красоту Морского собора, будут собраны в буклете, посвящённом освящению Храма всех моряков в год его 100-летия. Освящение состоится в присутствии Патриарха Кирилла 28 мая.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора

Это была не просто работа, а сама жизнь!

«Когда судьба привела меня в Морской собор, на вопросы друзей и близких о том, чем я сейчас занимаюсь, я стала отвечать всегда одно и то же: «У меня лучшая работа на свете — я работаю в Кронштадтском Морском соборе!»

Любое дело должно быть вознаграждено. Наша награда в том, что каждый из нас внёс свою лепту в воссоздание духовной святыни Военно-Морского флота России. Так как дело благое, то Господь послал нам много благодати в помощь, дал силы справиться с трудностями, потому душа у меня находится постоянно в состоянии радости.
Большая и трудоёмкая работа была проделана. В Морском соборе не было Нижнего храма, теперь он полностью готов и расписан нами. Так же пустовало подкупольное пространство. Не было изображения благославляющего Господа. Теперь основной купол не пустует — вознеслась рука Господня в благословляющем жесте над головами всех молящихся.
Собор оказался для всех нас целым миром, ярким и необыкновенным, заполненным удивительными людьми. Это была не просто работа, а сама жизнь!
На протяжении многих месяцев нас сопровождало доброе и любящее сердце коменданта Морского собора Петра Фёдоровича Карпенко. Его отеческая забота помогала, согревала и вдохновляла нас на новые подвиги.
И конечно, всегда с нами рядом был настоятель Морского собора отец Святослав — душа наша! Все наши работы проходили под его пристальным и тёплым взором.
От лица художников, работавших над восстановлением Храма, желаю всем морякам свято чтить память ушедших и честно исполнять свой долг. Пусть Морской собор будет для вас маяком, путеводной звездой, чтобы, пройдя через все бури и невзгоды, вы возвращались сюда, ведь здесь наши сердца, наша душа…

Мария Пономарёва
по поручению коллектива
художников-реставраторов»

 

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: Оливия Кандра | 26.04.2013 в 23:24

Простите, но силиконовые ныне все больше груди и губы, а краски — СИЛИКАТНЫЕ. Разработанные в 1820 году немецким химикосм Фуксом и исправленные и доработанные впоследствии технологом А.Кеймом, в честь которого и названа краска, применяемая в росписи Морского Никольского Собора.

 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: