Кто ищет ветра в Бычьем поле?

О строительстве Ново-адмиралтейской верфи на острове Котлин говорят много. Этот проект называют главным инфраструктурным проектом ОАО «ОСК» в рамках создания судостроительного кластера в Санкт-Петербурге. В кулуарах Петербургского международного экономического форума теперь уже экс-президент
госкорпорации Роман Троценко (1 июля на этом посту его сменил Андрей Дьячков) рассказал, что ОСК в мае-июне 2013 года планирует начать строительство Ново-Адмиралтейской верфи, и отметил, что в настоящее время на острове ведутся проектно-изыскательские работы.
Любопытно, что СМИ в один голос трубят, что новая верфь будет построена на месте кронштадтского аэродрома «Бычье поле». Авиаторы с этим не согласны и всеми силами пытаются достучаться до «птиц высокого полёта», объясняя, что у аэродрома в Кронштадте — большие перспективы, и если его развивать, то вклад от его работы в городскую казну будет вполне ощутимым.

Чёрная полоса кронштадтского аэродрома
Как говорит Александр Соловьев (на нисмке), координатор программы реконструкции аэродрома «Бычье поле», сейчас главная задача всех петербургских авиаторов — добиться проведения комплексного проектирования схемы перспективного развития западной оконечности острова Котлин. С сохранением аэродрома и передачей его в доверительное управление Межрегиональному фонду содействия развитию малой авиации России или Государственной управляющей компании с целью его последующей реконструкции на основании имеющихся инвестиционных планов. Появившиеся в СМИ сообщения о том, что 73,5 га земли, на которой расположен кронштадтский аэродром, переданы Объединённой судостроительной корпорации под строительство Ново-адмиралтейской верфи, действительности не соответствует.
Да, 24 апреля 2012 года Министр обороны Анатолий Сердюков подписал приказ о передаче территории военного городка № 98 государству, — рассказывает Александр Соловьёв. — То есть аэродром, именуемый в документах вышеозначенным городком, когда-то в ближайшей перспективе передадут властям Петербурга. А как городское правительство с ним поступит дальше, пока неизвестно. Никаких постановлений на федеральном и региональном уровнях ещё не было. К тому же, сам факт передачи земли может состояться только после проведения кадастровой съёмки территории военного городка № 98 методом вертикального разреза. Кадастрового паспорта у военных нет — сгорел в 90-е вместе с прочей архитектурно-строительной документацией 1999 ОМИС. Восстановление стоит больших денег. Кронштадтский авиаклуб «Дельфин», арендующий у военных две постройки на территории военного городка, кадастровые паспорта на эти здания делал за свой счёт.
О том, что кронштадтские авиаторы оказались в непростой ситуации, говорит и руководитель авиаклуба Анатолий Иванов:
— Сейчас мы пребываем в неизвестности — выгонят ли нас, оставят ли… Военные активно пытаются освободить территорию аэродрома. Решением суда, которое было вынесено 4 июля, признано, что авиаклуб «Дельфин» незаконно занимает здания, расположенные возле взлётно-посадочной полосы, потому что между нами и военными не заключён основательный договор аренды. Но ведь это не по нашей вине, а по вине 1999 ОМИСа, у которого не было свидетельства о регистрации права на оперативное управление территорией военного городка № 98. Со своей стороны мы предоставляли в отделение все необходимые документы, оплачиваем наше пребывание здесь, за свой счёт завели кадастровые паспорта на здания и по договорённости с военными охраняем их территорию. Сейчас наша проблема рассматривается в КУГИ.
Тем не менее, аэродром действующий. Здесь находятся две структуры. Первая — это общественная организация «Авиационный клуб «Дельфин», куда входят два десятка авиаторов и в чьей собственности три лётных самолёта и ещё один, который пока не подтвердил свидетельства лётной годности, так как недавно был собран общественно-конструкторским бюро при аэроклубе. А вторая — это авиационно-спортивный клуб «Дельфин», который входит в ГУ «Кронштадтский оздоровительно-спортивный центр» и в котором занимаются 36 школьников. Возглавляет их Анатолий Иванович, бывший лётчик 1-го класса, начинавший свою лётную карьеру на «Бычьем поле» в 1960 году.
Кроме того, кронштадтский аэродром обеспечивает полёты самолётов различных ведомств.
— Взлётно-посадочной полосой «Бычье поле» пользуются разные ведомства. Например, МЧС, СОБР, полиция, — рассказывает Анатолий Иванов. — На наш аэродром прилетали Путин, Медведев, Сердюков на вертолётах. Конечно, полоса короткая, 500 метров, и с двух сторон лес, но если срочно потребуется, мы можем обеспечить посадку кого угодно.
Но понять, почему многие СМИ называют аэродром в Кронштадте заброшенным, всё-таки можно. У «Бычьего поля» — паспорт авиационной площадки. Статус аэродрома с него сняли осенью 2011-го, согласовав этот вопрос с Росавиацией. Местные авиаторы не могли «потянуть» содержание аэродрома в соответствии со всеми требованиями безопасности, которые одинаковы и для больших аэропортов, и для маленьких, обеспечивающих взлёты и посадки легкомоторной авиации.
К тому же, в декабре 2011 года комитет по транзитно-транспортной политике Петербурга исключил авиаплощадку «Бычье поле» из отраслевой схемы развития и размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта на территории Северной столицы.
— Это решение принял один рядовой чиновник комитета по транспорту, — комментирует Александр Соловьёв. — Сейчас его уже нет, так как губернатор Полтавченко провёл кадровую перестановку… Кстати, на проведение исследования перспектив развития петербургского воздушного транспорта в 2008-2009 годах было потрачено 4,5 млн рублей. И кронштадтский аэродром был признан единственно подходящим для развития малой авиации. Потому что он уникален по своему расположению — не мешает ни аэропорту «Пулково», ни одному из военных аэродромов, ни одной воздушной трассе. Его существование формирует уникальный транспортно-транзитный узел, о котором многие крупные города мира могут только мечтать. И если нам его удастся сохранить, то в Кронштадте сойдутся сухопутные, морские и воздушные пути. Причём причалы порта, автомагистраль и аэродром находятся друг от друга «в шаговой доступности».
Как решат «птицы высокого полёта»?
В конце июня финские соседи передали официальное предложение об открытии «Воздушного моста дружбы» губернатору Петербурга Георгию Полтавченко через комитет по внешним связям. Это предложение заключается в том, чтобы открыть регулярное воздушное сообщение между Кронштадтом и Лаппеенрантой, и дальше — по всей Европе. После реконструкции аэродрома «Бычье поле» российской частной авиации откроется дорога в Объединённую Европу по правилам полетов в ЕС — то есть на основании лишь одного полётного листа. Без всяких согласований и разрешений Министерств.
Вот, что думает о проекте «Воздушный мост дружбы Кронштадт — Лаппеенранта» Пану Фабрициус, менеджер по проектам сферы туризма региона Лаппеенранта:
— Мы предложили открыть этот Воздушный мост дружбы. Я сам лётчик и знаю, как это сложно прилететь в Петербург на частном самолёте. Аэропорт «Пулково» — это очень дорого и трудно, нужно получить массу разрешений, да к тому же он всегда перегружен. Если же реконструировать кронштадтский аэродром, сделав его по международным стандартам, то европейцы смогут сюда летать без проблем. Я знаком с проектом реконструкции (о нём можно прочитать в «КВ» № 10 от 18.03.2012, — прим. ред.) и считаю его вполне реалистичным. Знаю, что есть частные инвесторы, но всё зависит от решения правительства Петербурга. Предполагается, что для того, чтобы попасть из Европы в Россию на частном самолёте, надо будет получить необходимый документ в Лаппеенранте и там же пройти осмотр самолёта, что значительно облегчит жизнь авиатуристам. Как будет работать таможня, пока не знаем, но это всё решаемо. Финская сторона — только за. И я знаю, что районные власти Кронштадта тоже хотят двигаться вперёд. Кронштадт — уникальный город, и аэродром «Бычье поле» — тоже. Более подходящих для международной малой авиации аэродромов в Петербурге нет.
В свою очередь авиаторы направили объёмную папку с документами губернатору Георгию Полтавченко. В ней — обращение президента кронштадтской общественной организации «Авиаклуб «Дельфин» А. И. Иванова, визуализация плана развития аэродрома «Бычье поле», текст речи В. В. Путина о малой авиации, статья об основной концепции развития аэродрома «Кронштадтская гавань малой авиации» А. Б. Соловьёва, копия письма от неоднократной абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу С. В. Капаниной на имя главы администрации Кронштадта, которая хочет открыть на Котлине «Русскую школу высшего лётного мастерства», письмо поддержки ООО «Пассажир ТВ», копия письма инициативной группы аэродрома Лаппеенранты и копия письма заместителя председателя аэроклуба «Малми» (Хельсинки) на имя районного главы А. М. Горошко, также копии писем кавалера ордена Красной Звезды, президента компании «Фудлайн», лётчика малой авиации М. В. Иванова и президента авиаклуба «ПитерАвиа» Л. В. Белова кронштадтскому главе и подписной лист с подписями 1593 человек, выступающих в защиту и поддержку развития аэродрома «Бычье поле». Ответ должен поступить в 20-х числах июля.
— Понимая всю важность государственной программы строительства новых современных верфей, мы попросили ведущих градостроителей Петербурга проанализировать совместимость проекта их строительства, разрабатываемого в ОАО «ЦТСС», с возможностями сохранения и развития аэродрома «Бычье поле», — говорит председатель координационного совета Александр Соловьёв. — Как показал проведённый анализ, размежевание единой и неделимой сегодня территории военного городка № 98 с разворотом взлётно-посадочной полосы на несколько градусов, как того требуют действующие нормативы безопасности полётов, отлично позволяют сосуществовать новым верфям и аэродрому, не ограничивая друг друга в своём последующем развитии.
— Концепция реконструкции и развития аэродрома «Бычье поле» в Кронштадте — весьма интересна, — говорит Максим Мясоедов, генеральный директор архитектурно-проектной фирмы ООО
«К-7», которая готова взяться за рабочее проектирование,- но для того, чтобы её развивать, должно быть решение со стороны районной и городской администраций, а сам проект должен быть согласован в 17 инстанциях. Пока этого нет, говорить о чём-то конкретно и называть цифры — преждевременно. Причём, ни по строительству новой верфи, ни по реконструкции аэродрома. По моему мнению, разместить на острове Котлин и суперверфь, и современный аэродром, и природный заказник можно так, чтобы одно другому не мешало. Но для этого надо грамотно проработать правовую составляющую. Сейчас, судя по градостроительной схеме, этого не сделано. А аэродром надо сохранить. Я занимался аэродромами и знаю, что такого, как в Кронштадте, больше нет. Он идеален для малой авиации.
Кстати, в письме комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговли, которое авиаторы получили 12 апреля 2012 года, сказано, что «ОСК планирует в 2012 году проводить изыскательские и предпроектные работы на рассматриваемой для строительства территории на острове Котлин, с целью определения возможности для строительства на острове Котлин нового судостроительного комплекса. Отсутствие актуальных на текущий момент результатов изысканий не позволяет сделать выводы как о самой возможности строительства, так и о возможных объемах рекультивационных и дноуглубительных работ».
Александр Вознесенский, руководитель дирекции по строительству Ново-адмиралтейской верфи, комментировать сложившуюся ситуацию отказался, так как, по его словам, никакого Межрегионального фонда содействия развитию малой авиации России юридически не существует (по заверению Александра Соловьёва, в настоящее время организация проходит процедуру регистрации в Минюсте).
— Это какие-то Нью-Васюки! Об их проекте нигде не слышали, у них нет лобби в Минтрансе, и по их вопросу не было никаких официальных решений. Так же, как и нет никаких документов, подтверждающих существование в Кронштадте аэродрома. Так что госкорпорации здесь не с кем дискутировать за землю, — заключил Александр Эрнестович.

Елизавета САДКОВА
Фото из архива
авиаклуба «Дельфин»

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Елизавета САДКОВА


Редактор отдела новостей

Имя:

Эл.почта: