Старые стены ждут
Площадь территории составляет 20,7 га. На ней есть 64 объекта, семь из которых являются памятниками федерального значения
– Нет, я не знаю, что там, никогда не интересовалась, – говорит Полина Павловна, кивая в сторону стен бывшего Адмиралтейства. – Вроде склады какие-то. Смотреть неприятно, всё разрушенное.
Мы стоим на улице Советской. Перед нами, за Обводным каналом, сооружения из красного кирпича. За ними – терра инкогнита, неизвестная земля. Неизвестная не только мне, в Кронштадте человеку новому, но, как выясняется, и некоторым кронштадтцам. Полина Павловна здесь живёт много лет, смотрит на эти стены, на Обводный канал, но любопытства не проявляет: раз стоит, значит, это кому-то нужно. Меж тем на свежий взгляд Адмиралтейство с его Обводным каналом – это то, чего больше нигде нет, одна из главных достопримечательностей морского Кронштадта. А вот уж кто знает, так это мужчина неуловимо флотского вида.
Эдуард Абрамович плавал в Северных морях, а ещё обучал яхтсменов. Так что к истории и судьбе бывшего Адмиралтейства не может быть равнодушен.
– Да, я слышал, что эту территорию военные передают Санкт-Петербургу. Нет, сам я внутри не бывал, не приходилось. Но предполагаю, что там всё в запустении. Памятники рушатся, вон как крыши провалились. Что там будет? Откуда же я знаю, меня никто пока не спрашивал, что бы я хотел там видеть. Ну, вот вы спросили – спасибо. Там можно бы сделать великолепный исторический комплекс, ведь на территории есть постройки XVIII века. В последнее время к нам едет много туристов. Такой комплекс с музеем флота привлёк бы больше народа. А ещё – нужно, чтобы там занимались дети и подростки: хорошо бы построить спортивные площадки, создать морской клуб. Думать нужно об этом.
История Адмиралтейства в Кронштадте началась в 1785 году, когда Екатерина II утвердила Генеральный план строительства. Информацию эту легко найти в книгах и в интернете. А вот новейшая история прячется под покровом военной тайны. Из гражданских лиц там побывали либо любознательные сталкеры, либо ответственные городские чиновники. Последние знают, что площадь территории составляет 20,7 га. На ней есть 64 объекта, семь из которых являются памятниками федерального значения.
В настоящее время, как нам пояснил Дмитрий Сараматин, начальник отдела строительства и землепользования администрации Кронштадтского района, рассматривается вопрос о возможности передачи из ведения Министерства обороны России в собственность Санкт-Петербурга имущественного комплекса военного городка № 28, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Доковое Адмиралтейство», расположенного в исторической части Кронштадта. Перейдёт в собственность города и часть объектов недвижимости. А пока – только чайки да вороны беспрепятственно обозревают запретную зону. А ещё известно, что из космоса можно рассмотреть объект величиной в один сантиметр. Получается, что годами скрытое от населения, давно известно всем, кого это интересует. Но сталкеры всё же стремятся увидеть запретное собственными глазами.
Вот что рассказал человек, побывавший в таинственном месте три года назад.
– Там огромная пустая территория, словно время остановилось, точнее, вообще невозможно понять, в каком ты времени. Если от главных ворот идти влево, то есть ощущение, что ты находишься на территории воинской части времён СССР: стенды, плакаты по военной теме. И нет ни души, словно всё исчезло мгновенно. Идёшь дальше – и приметы этого времени теряются. И ты уже не можешь понять, в каком временном отрезке существуешь. На территории сохранился лесок с природными зарослями. Есть старинная башня с окнами-бойницами и стенами толщиной под два метра. Она похожа на башню, что на улице Восстания. Сооружение обогревается старинной буржуйкой, на вид – словно из времён гражданской войны. Есть на территории лесное озеро. Дальше находится гигантское кладбище якорей разных эпох. Их там сотни, от огромных до совсем небольших. Рядом валяются в беспорядке ржавые цепи с кораблей, а также старые шлюпки, которых великое множество. Некоторые армейские склады были закрыты на замок, похоже, там что-то хранится. Но большинство складов внутри выглядит так, словно их только что разбомбили, возможно, там есть много интересного, но входить туда опасно, они сверху затянуты маскировочной сеткой. Со стороны закрытой зоны есть калитки, выходящие на Обводный канал – с видом на улицу Карла Маркса. Хотелось пройти к доку, но безопасного спуска обнаружить не удалось, так что видели сооружение только сверху.
По закону, как пояснил Дмитрий Сараматин, до принятия решения о безвозмездной передаче военного имущества в собственность города необходимо провести кадастровые работы в отношении земельных участков, которые остаются в собственности РФ. Эти участки ещё не образованы, а это значит, что срок подготовки к передаче может быть весьма значительным.
А пока мы продолжаем наше общение с горожанами. Интересно, как видят кронштадтцы будущее территории, которая всегда была спрятана за семью замками. К тому же земля на острове особенно ценится. Тут можно вспомнить Японию с её бережным отношением к каждому клочку суши или ту же Голландию, образ которой просвечивает в ландшафтах и постройках Кронштадта. А судьба петербургской Новой Голландии должна насторожить. Тем более, что ситуация похожая. Островом в историческом центре Петербурга тоже долгие годы владели военные. И так же горожане мало что знали об этой территории, что развязывало руки бизнесменам, которые в «содружестве» с архитекторами просто уничтожили Новую Голландию. Они ссылались на то, что город должен развиваться, но развитие ни в коем случае не может означать уничтожение истории. Нельзя допустить, чтобы подобная «картина маслом» была написана на улицах маленького, но гордого своей историей Кронштадта. Что думают о будущем исторического центра горожане?
Светлана Константиновна – коренная жительница Кронштадта. По долгу службы не раз бывала на территории, инспектировала склады.
– Там хранились продукты, обмундирование. Часть складов принадлежала Морскому заводу. Мне там было всё интересно. Я знала, что это историческое место. А в дни моей юности по Обводному каналу катались на лодках – красота была! Я считаю, что исторические здания надо обязательно сохранить, ничего не сносить, ни в коем случае! Это и делает наш город привлекательным для туристов. Думаю, нужно создавать уникальный туристический центр.
Юрий Иванович – бывший судостроитель, 44 года проработал на Адмиралтейских верфях.
– У нас в городе ещё много народу живёт в коммуналках. Думаю, надо строить жильё, лучше – социальное, чтобы привлекать рабочие руки. А исторические здания на территории бывшего военного городка надо сохранить для туристов.
Василий, менеджер.
– Жильё, конечно, нужно строить. А ещё – нужен бизнес-центр. Можно развивать разные направления, чтобы молодёжь не ездила в Питер, а могла работать в Кронштадте. Город у нас небольшой, спокойный, чистый. Думаю, для развития территории бывшего Адмиралтейства можно привлечь бизнес. Есть же у нас хороший пример, когда и городу полезно, и бизнесменам выгодно. Взять тот же Гостиный двор.
Виктор Филиппович Ключников знает об истории Кронштадта всё или почти всё. В 1949 году курсантом парусника «Седов» впервые увидел город. На флоте отслужил без малого 40 лет. Недоумевает:
– В войну, когда снаряд попадал в здание и пробивал брешь, её немедленно заделывали. А сегодня, в мирное время, всё рушится и падает, – и никому нет дела!
На его памяти – множество проектов и прожектов переустройства города. Бывалый человек, он только диву даётся, насколько легковесны многие из них. То соберутся создать на Шанхае яхт-клуб, а там глубина позволяет проходить только рыбацким лодочкам, а никак не крейсерским яхтам. То же самое касается и идеи переноса в Кронштадт судостроительных верфей. Боюсь, говорит Ключников, что и на территории бывшего Адмиралтейства начнут орудовать дилетанты. Тогда добра не жди. Виктор Филиппович вспоминает, что в 90-е годы было предложение сделать в южной камере Петровского дока хранилище исторических кораблей. Тогда корабли были ещё живы, их ещё не продали, не разрезали на металлолом. Но кому тогда было дело до сохранения памяти, когда речь шла о том, как бы урвать, ухватить, набить карман. По его словам, в Ораниенбауме чудом не пошёл под резак плавучий маяк. Финны из такого же судна сделали филиал музея истории, а наши всё ищут, кому бы выгодно продать на металлолом.
Как нам рассказали на Морском заводе, в ближайшее время Петровский док будет передан городу. А ещё известно, что обсуждается вопрос о переводе на стоянку в Кронштадт ледокола «Арктика». Этот могучий артефакт тоже может стать музеем – у него интереснейшая история. На заводе готовы помочь переоборудовать его в музей. Понятно, что не дело размещать в Петровском доке просто списанные корабли. Это должны быть суда с богатым прошлым. Так же уместны и интересны туристам были бы модели судов Петровского времени.
В администрации Кронштадтского района нам показали компьютерную модель возможного развития территории бывшего Адмиралтейства. Делали её петербургские архитекторы. Здесь предполагаются разные зоны: деловая, рекреационная, художественно-образовательная. Концепция подразумевает и зону, где будет музей флота. В администрации понимают, что очереди из инвесторов на этом проекте не будет. Здесь необходимо частно-государственное партнёрство. Нет ещё экономической проработки проекта, никто не оценивал состояние памятников. Не рано ли говорить о будущем Адмиралтейства? Люди, болеющие душой за Кронштадт, уверены – не рано. Все замыслы и проекты должны быть известны обществу, они должны обсуждаться и проговариваться. Нельзя, чтобы общество ставили перед фактом: будет вот этак, и будьте довольны.
Дмитрий, менеджер в сфере туризма.
– Мне кажется, нужно создать общественный совет, в который войдут сотрудники музеев, скульпторы, архитекторы, инженеры, бизнесмены, журналисты, да и все, кто заинтересован в судьбе уникального комплекса. Тогда есть шанс надеяться, что Кронштадт и Петербург, да и вся Россия, не потеряют ещё один исторический объект, драгоценное свидетельство прошедшего времени.
Наш опрос показал, что большинство кронштадтцев печалит судьба Адмиралтейства, его проваленные крыши, его белёсые от дождей и времени, но всё же величественные стены. «Во время войны пробитые бреши сразу заделывали кирпичами, а сегодня, в мирное время, больно видеть, как гибнет памятник нашей истории», – эти слова бывшего моряка, историка Виктора Ключникова всплывают в памяти. Старые стены Кронштадта ждут.
Галина БЕЛЯЕВА
Фото Николая Иванова
Написать комментарий: