Зимние забавы. Буера

(Продолжение. Начало в «КВ» №№ 10, 12, 14, 15)

Буер вместо лошади
В новой гонке между Петергофом и Кронштадтом, которая состоялась 27 января 1894 года, приняли участие 16 человек. «Состязание, — заверил корреспондент «Кронштадтского Вестника», — закончилось благополучно». И хотя кронштадтцев опять среди участников не было, ряды любителей буерного спорта среди них неуклонно росли. Если в 1882 году их было всего три, то в 1890 уже пять, а в 1894 — 15. На их активность не повлияли ни Русско-Японская война, ни революция 1905 года. К 1910 году их уже
стало 32.
При таком изобилии буеров в Кронштадте возникла даже мысль организовать пассажирское сообщение на буерах между островом Котлин и Петербургом. Сами же кронштадтцы отнеслись к этому с юмором: «Представьте себе, вы взяли буер, и как на грех, на полпути стих ветер. Тогда, что лошадь впрягать? Бушприт вместо дышла?! Нет, это картина не для морского глаза!»
Зато в хозяйственных нуждах ледовая яхта оказалась кстати: «Вчера, 12 марта, из лоцманского селения «Лебяжье» приехало на трех буерах семь лоцманов для закупки провизии. Несмотря на противный ветер, лоцмана-буеристы, лавируя, совершили путь от Лебяжьего до Кронштадта, расстоянием в 18 верст в 1,5 часа, встретив на пути 2 трещины. Перевозка провизии из Кронштадта в Лебяжье на буерах практикуется, по словам, лоцманов, уже не первый раз, и рейсы совершаются при попутном ветре около получаса. Этот способ, кроме быстроты сообщения, дает большую экономию в денежном отношении, заменяя лошадей даровою перевозкою грузов».
Дорожные правила для буеристов
Начавшаяся Русско-Японская война всколыхнула патриотические чувства. В газетах появляются многочисленные статьи беспримерного мужества наших солдат и офицеров, перечисляются имена героев павших на полях сражений… Между тем, любители буерных катаний, далекие от военных действий, облюбовав район Петербургских ворот, видимо, от скуки, стали слегка пошаливать.
«Не далее как вчера буер, шедший из Петербурга, все время пересекал дорогу, производя ужасный переполох среди легковых и ломовых подвод». А на днях «буер с наемными рабочими, несясь от Военного угла по направлению к Петергофу, так перепугал лошадь, что та опрокинула сани, в которых находились две дамы. Виновные с хохотом промчались дальше».
Неукротимые спортсмены были приглашены в полицейский участок. Не помогло. Попробовали обложить налогом с выдачей номеров подобно велосипедистам. Не получилось. Тогда 12 февраля 1910 главный командир порта и военный губернатор Кронштадта вице-адмирал Роберт Николаевич Вирен разработал для любителей буерного спорта специальные правила:
«1. Все владельцы буеров должны сообщить свои имена, фамилии и место жительства в канцелярию Кронштадтского полицмейстера и получить номер на свой буер, а также экземпляр правил езды на таковых. Номер должен быть ясно обозначен (черной краской) на обеих сторонах паруса буера (цифра не меньше двух футов).
2. Означенное требование должно быть исполнено в недельный срок со дня выхода настоящего приказа.
3. За нарушение правил езды с виновных будут строго взыскиваться по закону.
4. Наблюдение за порядком при катании возлагается на заведующего зимними дорогами подпоручика по адмиралтейству Шолохова.
ПРАВИЛА
1. Катание на буерах по заливу распространяется от восхода солнца до наступления темноты.
2. При катании на буере безусловно запрещается: ходить на нем по фарватеру, подходить к стенкам гавани, подходить близко ко всем укреплениям крепости, пересекать дороги вообще и особенно Кронштадт-Ораниенбаум и Лисий Нос, держать курс вдоль берега ближе 50 сажень.
3. При пересечении дороги буер должен остановиться у границы дороги и быть переведен
вручную.
4. Место стоянки буеров в Кронштадте определяется: между Петербургом и Лисьеносовской пристанью и между Камчатской, Ораниенбаумской и Рыбацкой пристанями; лицам, живущим за Цитадельскими воротами, разрешается устанавливать буера близ спуска дома Гельвига.
5. При катании буера следующие левым галсом дают дорогу идущему правым.
6. Идущий полным ветром дает дорогу идущему в безветрии.
7. При движении в кильватер держаться друг за другом не ближе 20 саженей.
8. При остановке рулевой обязан ставить рулевой конек поперек хода буера.
Адмирал Вирен любил буера
Оказалось, что Роберт Николаевич Вирен — герой Русско-Японской войны, награжденный многочисленными орденами и золотой саблей «За храбрость» — прекрасно разбирался в тонкостях управления ледовой яхты. Приведем воспоминания кадета
1-й роты Морского Кадетского Корпуса Ф. Г. Скрыдлова, который дружил с сыном Р. Н. Вирена, Николаем, кадетом той же роты:
«Это было давно… Мои родители жили в Царском Селе, а родители Вирена в Кронштадте. В дни отпусков мы, конечно, ходили каждый к своим родителям, но иногда Коля приглашал меня к себе в Кронштадт. Там я зимой впервые увидел ходящие по льду буера и страшно заинтересовался ими. Мне очень захотелось покататься на буере, что Коля мне и устроил через своих знакомых…
В один из отпусков, когда я решил ехать в Кронштадт, Коля сообщил мне, что он приедет встречать меня на буере в Ораниенбауме вместе с отцом. Дома я приготовил адмиральский флаг и взял его с собой. В Ораниенбауме на вокзале меня встретил Коля и сказал, что папа ждет нас на буере. Мы пошли на залив, где он познакомил меня со своим отцом. Адмирал сам сел за руль. Мы подняли паруса. Я попросил разрешения поднять адмиральский флаг.
Усевшись на буер, мы быстро помчались к Кронштадту, где в рыбном ряду была стоянка буера. Чтобы пройти туда, надо было по малому рейду пройти мимо всех гаваней, там, у стенки Средней Гавани стоял Артиллерийский Отряд, коим командовал адмирал, держа флаг на крейсере «Император Александр II». И вот мы на буере проходим мимо Средней Гавани, мимо флагманского корабля. На корабле ни шевеления. Адмирал во все глаза смотрит на свой корабль.
— Все спят! Так и нападение могут проспать! Безобразие! — говорит он.
Управившись с буером, мы пошли домой, на квартиру адмирала, бывшую в адмиральском флигеле Инженерного Училища. Дома, не раздеваясь, адмирал позвонил командиру «Александра II» и давай его распекать.
— Адмирал проходит у самого борта на буере под адмиральским флагом, а на корабле спят!»

Борис Бриль
(Продолжение следует)

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: Ирина | 18.06.2014 в 21:24

Здравствуйте!
Очень интересно было прочитать очерк.
Меня интересует история моей семьи. Моя бабушка, по ее рассказам, приходилась племянницей г-ну Гельвигу, имя которого упоминается в статье. Не подскажите ли, как узнать побробнее историю жителей Кронштадта и конкретных людей.
С уважением,
Белая Ирина

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: