Дом, где согреваются сердца
Витя очень занят. Он играет в «Minecraft» — это такая популярная компьютерная игра. Вите 17 лет. На сегодняшний день его дом здесь, в Центре социальной помощи семье и детям Кронштадтского района.
Разные судьбы
Дома у Виктора компьютера нет. В одной комнате коммунальной квартиры до недавнего времени жила мама, её сожитель, а ещё младший Витин брат. Особенно, по словам подростка, досаждал ему брат – неуправляемый и агрессивный. «Из-за него я сюда и пришёл», – говорит Виктор. Впрочем, брат отбыл в спецшколу, но возвращаться домой парень не спешит. Значит, причина не только в конфликте братьев.
В центре социальной помощи за каждой судьбой – семейная драма. И каждый ребёнок чем-то обделён. У восьмилетнего Сережи своя история. Он живёт с мамой. Мама о нём заботится, но у неё случаются командировки, поэтому, когда она уезжает, Сергей собирает учебники, любимые игрушки и отправляется в Центр. Здесь хорошо: он под присмотром воспитателей, накормлен сытно и вовремя. Уроки тоже сделаны под контролем. Кстати, такое воспитание Серёге на пользу – он парень самостоятельный, может за себя постоять, даром что на вид хрупкий. Сегодня он раскрасил для мамы витражными красками нарисованную на стекле розу. Это подарок к её возвращению.
Центр социальной помощи открылся в Кронштадте в 2009-м году. Вообще, кронштадтская социалка по праву может быть предметом гордости для города и зависти для остальных муниципальных образований: красивый особняк с современным ремонтом, все условия для проживания детей и взрослых.
Взрослые тоже плачут
Да, и взрослых. Ведь они тоже иногда оказываются в ситуации, когда помочь может только государство.
Оксана в Центре уже три месяца. Она рассказывает, что сначала её выручали подруги, к которым можно было убежать, если у гражданского мужа резко «слетала крыша». Но злоупотреблять добротой друзей до бесконечности невозможно: у всех своих проблем хватает. Оксана живёт в Центре с двумя детьми. Брат и сестра уехали кататься на лошадях. Занятия иппотерапией полезны детям: помогают расслабиться, отвлечься от недетских проблем, которые невольно ложатся и на их хрупкие плечи. Сейчас у Оксаны трудности с жильём: своей квартиры нет, нет и денег, чтобы её снять. Но она верит в свои силы, верит, что сможет заработать на жизнь себе и детям. А вот мужу веры больше нет. Оксана честно признаётся, что не очень вписывается в современную жизнь – мол, творческий человек. Результат налицо: у неё нет российского гражданства, а это создаёт массу проблем. В Центре работает юрисконсульт, который готов помочь с российским паспортом. А еще у Оксаны нет постоянной работы. При двух детях и отсутствии собственного жилья сложные ситуации могут повторяться. Впрочем, будем надеяться на лучшее.
В соседней комнате живет Наталья, она сирота. По закону ей положено жильё, но вопрос никак не решается, и скоро должен состояться суд. Вот и ждёт она решения своей участи в Центре. По словам директора Антона Купавых, стало больше случаев, когда мужчины, имеющие квартиру в собственности, выгоняют на улицу не только бывшую жену, но и родных детей. Иногда сюда приходят, спасаясь от мужей, женщины с грудными детьми. Для них есть отдельная комната. В Кронштадте женщины, подвергающиеся семейному насилию, всегда могут рассчитывать на поддержку государства. Сотрудники центра помогают им оформить документы, устроить ребёнка в детский сад. Зачастую специалисты сталкиваются с житейской беспомощностью и юридической безграмотностью своих подопечных. Кстати, такой уровень социальной поддержки выгодно отличает Кронштадт от многих российских городов.
Обычный день
В классе для занятий норовят прилипнуть к компьютеру Коля и Валерик. Коле 13 лет. По его словам, дома скучно, заняться нечем, а здесь есть товарищи и вкусно кормят. В класс врывается Ира: она прибежала с игровой площадки, расположенной на территории центра. Там идёт игра, Иру ждут ребята, и девочка очень спешит. Говорит: в Центре хорошо, лучше, чем дома с бабушкой. Есть с кем играть и опять же – вкусно кормят. Похоже, для этих ребятишек еда в системе ценностей не на последнем месте. У кого-то родители пьют или потеряли работу. У кого-то одна мама, и денег просто не хватает на жизнь.
Сейчас в отделении дневного пребывания около 30 ребят в возрасте от 7 до 18 лет. Чаще всего это дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, из семей, где есть конфликты. Типичный случай: мама воспитывает ребенка одна, работает в Петербурге. Домой добирается поздно, уставшая. Сил едва хватает, чтобы уложить сына спать. Мальчик весь день один. Где он бывает, чем занят, мать не знает. Выход из положения – дневное пребывание в Центре социальной помощи. Понятно, что ребят нужно занимать, особенно летом. В Центре есть кружки по интересам, есть культорганизатор, инструкторы по труду и по физкультуре. Можно заниматься в тренажёрном зале и на стадионе. Можно играть в настольный теннис. Директор Центра Антон Купавых рассказывает, что в качестве поощрения 13 ребят могут ходить в спортивный комплекс «Газпром», где есть бассейн.
По словам Антона Купавых, с переходом Центра на новую систему финансирования работать стало сложнее: у сотрудников примерно четверть рабочего времени уходит на оформление документов – каждая услуга, а именно так называется социальная работа педагогов и сотрудников, имеет свой норматив, свою цену. «Мы отчитываемся за каждый потраченный рубль», – говорит директор. И всё же он чувствует удовлетворение от работы: «Это реальная помощь людям. Приятно узнавать, что кто-то нашёл работу, кто-то сумел бросить пить, дети вернулись в семью».
Виктор наигрался в компьютерные игры и готов продолжать разговор. У него есть планы на ближайшее время: он едет в лагерь. Отдохнув, намерен поступать в ПТУ , где учат на автомехаников. Говорит: «Я люблю машины, у меня получается, так что выучусь и буду работать. Может, смогу заработать на квартиру». Пожелаем ему удачи.
Галина МАРКИНА
Написать комментарий: