Папа, мама и пять сыновей

1IMG_3424Четвёртого числа каждого месяца в этом доме праздник: День рождения семьи. 4 сентября 2004 года Саида и Леван зарегистрировали свой брак. С тех пор «четвёрка» – их любимое число. А свадьбу играли год спустя, на родине Левана, в Батуми – родственники настояли. Тогда
в семье Шарашидзе было уже двое детей.

А сегодня за столом собрались пятеро мальчишек: Никита (13 лет), Гиорги (10 лет), Руслан (8 лет), Тимур (6 лет) и Денис (4 года).

– «День семьи» – это наша традиция, мы её с мужем придумали: должны же быть в семье свои ритуалы и праздники. Детям нравится. Отмечаем по-разному: то дома чай пьём с тортом, вот как сегодня. Иногда идём в пиццерию. Мальчики любят пиццу. Важно не насколько пышно отмечать, важно, что они слышат это – «День семьи», запоминают и ценят, – рассказывает Саида.

Семья, как и театр, начинается с вешалки! В просторной прихожей квартиры Шарашидзе на плечиках множество детской одежды – такое впечатление, что раздевалась группа детского сада. Далее, в холле, размещён домашний спортзал: снаряды на любой вкус. Кстати, все дети, кроме маленького Дениса, занимаются спортом: гимнастикой, плаванием, футболом. Младшие ещё и учатся рисовать. Четыре года назад большая семья въехала в просторную – 116 кв. м – квартиру, до этого жили
в обычной двушке.

– Тяжело было, – признаётся Саида. – Сейчас живём просторно, удобно. Наш папа всё умеет, так что ремонт – это во многом дело его рук. Хотя через четыре года его можно уже и повторить – дети есть дети.

1IMG_3418

Саида, мама пятерых мальчишек, совсем не выглядит усталой и озабоченной – цветущая молодая женщина.

– С нашим папой можно быть спокойной. Он тот редкий мужчина, которого дети не утомляют. Он им рад, прекрасно с ними управляется. Я только сегодня вернулась из Москвы, три дня меня не было дома. И я была спокойна: дети ухожены, накормлены.

И всё же маленький Дениска забирается к маме на коленки и прижимается покрепче: соскучился. А шестилетний Тимур нет-нет да примчится обнять отца.

У каждой женщины дрогнуло бы сердце: с такой нежностью обнимает Леван своих детей.
И слов не надо: здесь любовь разлита в воздухе. А как смотрят друг на друга родители!

История их любви обычна и удивительна одновременно. Саида приехала в Петербург из Дагестана – учиться на химика-фармацевта. Получила красный диплом. Леван закончил военную академию войск ПВО, в Питер приехал погостить. Оба уже были взрослыми состоявшимися людьми. Познакомили их друзья.

– Я, конечно, понимал, что нужно обзаводиться семьёй, не мальчик уже, но, видимо, ждал её, Саиду, – вспоминает Леван.

Вот и встретились. Саида в то время осваивала вторую профессию и думала о карьере. Но что-то подсказало ей – «вот человек, с которым ты будешь счастлива». Впрочем, и карьера тоже удалась. Саида работала экономистом, финансовым директором:
– И даже в декретные отпуска не ходила. Конечно, мама помогала, но в первую очередь – муж. Он всё может, всё умеет.

Леван занимался налаживанием промышленной электроники. Но семья росла, нужны были деньги, и в кризисный 2008 год он рискнул организовать своё дело. Теперь у семьи есть всё, что нужно – хорошая квартира, начинённая бытовой техникой, у каждого свой компьютер, две машины. Саида развозит детей в школу, в бассейн, на тренировки. Теперь дети – её главное занятие. Но и для Левана семья – на первом месте:
– Мне не нужен другой отдых, я с ними отдыхаю душой.

Они строят планы будущей жизни, присматриваются к каждому ребёнку, стараясь понять, что он любит, чем интересуется.

– Сейчас у Никиты переходный возраст, – говорит Саида. – Мы надеемся, что он его пройдёт спокойно, без потерь. А потом поможет младшим братьям.

А пока старшие братья играют в своей комнате в «Монополию», а младшие в гостиной возятся на полу, собирая роботов из конструктора «Лего».

– Никита – спокойный мальчик, много читает, особенно энциклопедии любит. Нравится ему история. Мы не собираемся ничего ему навязывать. Кем он решит стать – его выбор. И вообще мы детей воспитываем иначе, чем нас воспитывали, – рассуждает Леван. – Нас любили, конечно, но были очень строги и не особенно спрашивали, чего мы хотим. Так меня в Мореходку определили без моего согласия. Мы детей не наказываем, стараемся объяснять, почему так нельзя поступать. И они нас понимают.

В доме Левана и Саиды удивительно спокойная и дружелюбная атмосфера. Такими и дети растут. Старшие мальчики хорошо учатся. У Гоги и Руслана способности к математике, участвуют в олимпиадах. Родители следят, чтобы у мальчишек не было времени для безделья. А ещё – дети все разные, но очень дружны. Могут, конечно, поспорить, но случись что, они горой друг за друга.

– Как-то недавно поднимаемся по лестнице, один из младших завредничал – не пойду! Я говорю: ну и оставайся тут, а мы уходим. Так остальные в крик: «Как оставайся, как уходим! Никуда мы без него не пойдём!» Нам так приятно было! – вспоминает Леван.

Спрашиваю про трудности, всё же воспитывать пятерых мальчиков… Супруги долго вспоминают.

– Да никаких особых трудностей не было. Ну, вот Гоги был беспокойный малыш, часто просыпался, плакал, иногда всю ночь приходилось носить его на руках. Мне нельзя было поднимать тяжёлое, так Леван, хоть и работал, и вставал рано, а помогал, носил мальчика порой часами, – рассказывает Саида. – Зато сейчас у нас золотое время: малыши подросли, а старшие ещё с нами, но уже большие, во многом самостоятельные. Живи и радуйся! А вообще папа у нас уникальный. Он от детей не устаёт. Знаете, как бывает: мужчина хочет отдыхать от семьи, у него свои развлечения. Мы же отдыхаем дома, нам здесь хорошо.

– На отдых мы обычно ездили к родне, в Грузию, – продолжает Леван. – Сядем в машину и вперёд! А нынче у мальчиков были поездки в лагерь от спортивных секций, пришлось остаться в городе. По выходным выезжаем в Петербург, в кино или в Зоопарк. Тут уже сказывается разница в возрасте у старших и младших, так что приходится учитывать все интересы.

– И вкусы! – подхватывает Саида. – Главная проблема – приготовить обед, учитывая все пожелания, а это непросто. Но я стараюсь.

Вот и сейчас за столом маленький Тимур не может решить, как ему пить чай: с молоком или без. А сахар надо положить, но ни в коем случае не размешивать. И ещё налить в блюдце. Родители совершенно спокойны и готовы выполнить условия. Добившись внимания к своей персоне, Тимур успокаивается и допивает чай, отдав отцу свой кусок торта. Нет повода для конфликта!

– У нас в Грузии считается, что приласкать мальчика – это его баловать. Суровое воспитание. Мы уже так не считаем. Дети должны чувствовать, что их любят, – говорит Леван. – Но есть принципиальные вещи. Например, нельзя просто так не пойти на тренировку, бросить спорт. И в то же время мы слушаем ребёнка. Вот один из ребят решил оставить гимнастику, а ведь занимался четыре года. Хочет ходить на футбол. Мы говорим: ходи, но и на гимнастику хоть два раза в неделю тоже. Ведь тренер с тобой работал, силы в тебя вкладывал.

В любом материале должен быть конфликт. Здесь его впору придумывать – так всё ладно, так правильно.

– Ну, почему, – говорит Леван. – Бывает, мы с Саидой поспорим. Но она мудрая женщина, она просто уходит молча в другую комнату. А возвращается – я уже успокоился, и снова всё хорошо!

Есть у Левана Шарашидзе мечта: купить большой участок земли, построить большой дом, а когда дети подрастут, они построят свои дома рядом с родительским. Такая прекрасная мечта. Пусть она сбудется.

Галина Маркина
Фото автора

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: