В гостях у «Ирбенского»

Стоя на палубе этого оранжевого красавца, точно знаешь: корабли не должны умирать, не должны становиться горой чёрного металла, тем более такие уникальные, как этот. Нет никаких сомнений в том, что у каждого корабля есть душа. Ведь недаром им дают имена…

Экспонаты Музея Мирового океана – суда разных назначений, среди которых год назад появился плавучий маяк «Ирбенский» – не отдают рапортов. А если бы отдавали, то звучало бы это так: «Задание выполнено! Продолжаю работать!» Корреспондент «КВ», находясь в Калининграде, отправилась навестить «рыжего беглеца», ушедшего из Кронштадта в Калининград 27 июня 2017.

Ровно год прошёл с тех пор, как на Кронштадтском Морском заводе был окончен корпусный ремонт судна перед его последним выходом в воды Балтики. О судьбе уникального плавучего маяка написана не одна статья.
Был период честной службы Балтфлоту, когда его свет, словно путеводная звезда, не давал сбиться с курса судам. Был период, когда отслужив верой и правдой, он стал никому не нужен и погибал, как погибают киты, выброшенные на мелководье. Просто ржавел. Сегодня всё самое грустное в истории маяка «Ирбенский» уже позади. Людьми неравнодушными проведена большая работа. Настоящая борьба за жизнь судна, и оно было спасено. Теперь его дом на набережной Петра Великого в Калининграде, а река Преголя ласково щекочет ярко-оранжевые борта.
Моя экскурсия на маяк «Ирбенский», ставший уже полноценным кораблём-музеем, состоялась 8 июля 2018 года. Маяк пришвартован на набережной, у входа в Музей Мирового океана. За ним – научно-исследовательское судно «Витязь», судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», подлодка Б-413… Достойное соседство.
Поднимаемся по ходовому мостику на борт. Нас встречает статный капитан Геннадий Фёдорович Краснов. Приглашает в навигационную рубку. А там… белоснежные стены, лакированный красавец-штурвал (это подарок курсантов Морского колледжа). Всё оборудование на месте и в рабочем состоянии. Имеется даже сенсорная панель с 3D-конструктором маяка – можно самому построить и затем раскрасить маяк по вкусу, особенно эта забава нравится детям.
– Внутри было ржавое железо. Всё, что восстановлено, сделано своими силами. Привели в порядок камбуз, кают-компанию, навигационную рубку, радиорубку, отремонтировали каюту капитана… Планы большие, работы ещё много, но и денег на восстановление надо немало! – рассказывает капитан.
Он демонстрирует работу внутренней связи, включает телеграф. Трансляция во все помещения. Показывает эхолот, магнитный компас. Всё функционирует. Оборудование на судне штатное, найдено и восстановлено командой музея и экипажем маяка… Представлены различные тематические экспонаты: модель-миниатюра военной техники Балтфлота (подарена коллекционером Юргином Брюменом), модель маяка «Ирбенский», макеты действующих маяков Балтики. Сенсорная панель с подробной схемой и информацией о маяке, большой монитор демонстрирует видео-экскурсию по самым знаменитым маякам мира. Очень интересная экспозиция, есть на что посмотреть.
– «Ирбенский» – единственный в мире остался. Ещё был «Астраханский». Это так называемые sister ship, то есть два абсолютно одинаковых судна. «Астраханский» базировался в Астрахани, «Ирбенский» на Балтике… Свет этого маяка видно на 24 мили, это более 40 километров. Сейчас маяк загорается каждый день с наступлением темноты, – рассказывает капитан.
Команда музея нашла утерянный грибовидный якорь «Ирбенского». Работает и наутофон – его сигнал распространяется в радиусе четырёх миль.
– Хотим отправлять сигнал с маяка ежедневно, наподобие полуденного выстрела пушки в Петербурге. Если местные жители разрешат, то сигнал будет слышно во всём Калининграде.
Экипаж судна состоит из 4 человек: капитана, стармеха, электромеханика и боцмана. Эти люди лично участвуют в восстановлении маяка. И благодаря их усердной работе уже сегодня визит на маяк представляет большой интерес.

Евгения Стелс
Фото автора

Как встречали плавучий маяк в Калининграде

Из газеты Музея Мирового океана за ноябрь 2017:
«В ночь с 29 на 30 июня «Ирбенский» на буксире прибыл в Калининград и ошвартовался у причала Музея Мирового океана… Поскольку маяк, который строился по заказу СССР на верфях Финляндии, при спуске на воду не проходил отменённую тогда флотскую традицию освящения и крещения, руководство музея приняло решение её провести. 12 сентября 2017 года представитель Калининградской епархии Русской Православной Церкви отец Давид освятил судно, а Президент Благотворительного фонда «ЛУКОИЛ» Н. Ю. Алекперова, благодаря помощи которой состоялась буксировка судна из Кронштадта в Калининград, стала его крестной матерью. Началась новая страница в биографии судна, его новая бессмертная вахта.
Не так много сохранилось от маяка – почти ничего. Авторский коллектив музея ведёт кропотливую работу по сбору информационного, документального материала, комплектованию фондовых предметов.
– Но сохранилась маячная линза – это самое главное. Сегодня на корабле горит маленькая лампочка, мы поставили её в День города. Протащили туда кабель, поставили, зажгли, чтобы горожане понимали, что это светится новый символ города и региона. Наш маяк должен жить! – говорит Светлана Сивкова, директор музея».

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: