Встречаем «Аврору»!
24 мая 2014 года исполнилось 114 лет с того дня, как с верфи Нового адмиралтейства был спущен на воду крейсер «Аврора» – памятник российского кораблестроения, истории военного флота и событий революции 1917 года. Имя «Аврора» (в переводе с греческого – «утренняя заря») крейсер получил в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 годов.
Крейсер «Аврора» был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» 4 июня (23 мая по старому стилю) 1897 года, спущен на воду 24 (11 по старому стилю) мая 1900 года, вступил в строй боевых кораблей флота России 29 (16 по старому стилю) июля 1903 года.
«Аврора» – бронепалубный крейсер 1-го ранга. Имел броневую палубу (толщиной около 50 мм) для защиты жизненно важных частей корабля от навесного огня вражеской артиллерии.
Бортовой брони бронепалубные крейсера не несли и для дуэли с броненосцами не предназначались. Крейсер «Аврора» построили для ведения разведки, уничтожения торговых судов неприятеля, прикрытия линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорной службы.
Автором проекта был инженер-кораблестроитель Константин Токаревский. Под его руководством на Ижорском заводе рабочие выплавили сталь и броню для корпуса, на Франко-Русском заводе – построили машины, а Обуховский завод поставил артиллерию.
Крейсер «Аврора» имеет водоизмещение – 6 731 т, длину – 126,7 м, ширину – 16,8 м, осадку – 6,2 м. На «Авроре» были установлены три паровые машины с тремя гребными винтами общей мощностью 11 971 л. с., которые сообщали крейсеру скорость хода до 20 узлов (37,2 км/час).
На крейсере было 24 паровых котла системы Бельвилля, время нормальной разводки паров – 1 час 15 минут, экстренной – 35 минут. Приняв полный запас топлива (964 т. угля), корабль мог пройти 4 000 миль (7 200 км) без захода в порты.
Крейсер имел четыре электрических прожектора системы Манжена диаметром 75 см. Дальность освещения таких прожекторов – 3 мили (более 5 км).
Для связи «Аврора» была оснащена новинкой тех времён – радиотелеграфом. Ещё из новинок – на крейсере был установлен рефрижератор-холодильник, в камере которого помещалось 85 пудов замороженного мяса.
Управление крейсером в море могло осуществляться из пяти мест: центрального поста, заднего мостика и румпельного отделения, ходовой или боевой рубок. Команды подавались по внутренним телефонам и переговорным трубам.
Вооружение «Авроры» на 1903 год составляло восемь 152-мм (шестидюймовых) и двадцать четыре 75-мм (трехдюймовых) орудий системы Канэ, восемь 37‑мм пушек Гочкиса и два 63,5-мм десантных орудия Барановского, три торпедных аппарата (один надводный и два подводных). Экипаж «Авроры» первоначально состоял из 19 офицеров, 15 кондукторов, 525 унтер-офицеров и матросов.
В сентябре 1903 года «Аврора» в составе отряда крейсеров была отправлена на Дальний Восток. Совершила плавание по маршруту Кронштадт – Портланд (Англия) – Алжир – Специя (Италия) – Бизерта (Тунис) – Пирей (Греция) – порт Суэц – африканский порт Джибути.
С началом войны с Японией весь отряд был отозван на Балтику. Корабль вернулся на Балтику в апреле 1904 г., но был тут же включен в состав 2‑й Тихоокеанской эскадры, формируемой для боевых действий на Дальневосточном морском театре.
Совершив переход на Дальний Восток, «Аврора» приняла боевое крещение в Цусимском сражении в мае 1905 года.
После Цусимского сражения крейсер «Аврора» с несколькими кораблями ушёл в Манилу (Филиппины), где 9 июня 1905 был интернирован местными властями. После вынужденной стоянки в Маниле в феврале 1906 года «Аврора» вернулась в Россию, на Балтику.
Крейсер был отремонтирован и вошёл в состав учебного отряда кораблей Морского корпуса.
В 1906-1912 годах с юнгами и гардемаринами на борту «Аврора» совершила ряд дальних походов.
С началом Первой мировой войны крейсер вошёл в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота (порт приписки – Свеаборг): проводил артиллерийские стрельбы и нёс дозорную службу. В кампанию 1916-го года крейсер временно использовался для практики гардемаринов Морского корпуса, а затем оборонял Рижским залив, поддерживал артиллерией сухопутные части, отражал атаки самолётов противника. В том же 1916 году «Аврора» встала на капитальный ремонт на Франко-Русском заводе в Петрограде.
Экипаж «Авроры» активно участвовал в февральских и октябрьских революционных событиях 1917 года. В ночь на 7 ноября (25 октября по старому стилю) радиостанция крейсера передала сообщение о переходе власти в руки временного революционного комитета и воззвание «К гражданам России», подписанное Владимиром Лениным. В 21.45 того же дня холостым выстрелом из носового орудия крейсер подал сигнал к штурму Зимнего дворца.
С 1918 года крейсер находился в резерве Военно-морского флота. Орудия с него были сняты и переведены на вооружение Волжской флотилии. Только в середине 1920-го крейсер вновь был вооружен. Он вошёл в состав действующей флотилии. А с 1923 года «Аврора» была учебным кораблём Балтийского флота, на борту которого проходили практику будущие офицеры.
В 1940 году корабль ошвартовался в Ораниенбауме (Ломоносов), где простоял всю Великую Отечественную войну – личный состав участвовал в обороне Ленинграда. Орудия с корабля были установлены на Дудергофских высотах, одно из них установили на броненосец «Балтиец». Корабль был включён в систему противо-воздушной обороны Кронштадта.
И с первых же дней блокады города огнём своей зенитной артиллерии отражал атаки немецкой авиации. Зимой «Аврора» продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля.
В августе 1944-го было принято решение установить крейсер около Петроградской набережной Большой Невки, напротив здания Нахимовского военно-морского училища, и 17 ноября 1948 отремонтированная «Аврора» бросила якорь на месте вечной стоянки. До 1956 года она использовалась как учебная база Ленинградского нахимовского училища. В 1956 году на «Авроре» был открыт Корабельный музей – филиал Центрального Военно-морского музея.
С 1984 по 1987 на крейсере были произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование, которые проходили на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова.
Были заменены почти все механизмы и многие детали корпуса. Подводная часть корпуса корабля была сочтена не пригодной для ремонта; её отрезали и передали в разделку. Взамен была изготовлена новая подводная часть (макет).
Винты отсутствовали. Практические все внутренние помещения корабля были перепланированы.
И 16 августа 1987 года «Аврора» была возвращена на место своей стоянки – у Нахимовского военно-морского училища.
26 июля 1992 года на корабле был поднят возвращённый военно-морскому флоту России Андреевский флаг.
5 ноября 1998 года на крейсере была освящена корабельная церковь с иконостасом. На крейсере есть командир и небольшой экипаж. Они отвечают за безопасность стоянки и порядок на корабле.
21 сентября 2014 «Аврора» встанет в
док Кронштадтского морского завода для
проведения ремонта.
Материал подготовлен
на основе информации
РИА Новости и
открытых источников
Написать комментарий: