Хождение под воды
Проект памятника, который будет установлен
в городе Турку
Три утятницы, корпус часов, водопроводный кран, насос и даже поварёшка – вот что использовал скульптор Фёдор Крушельницкий для изготовления скульптуры водолаза. Она представлена на выставке, которая открылась в Морском музее 3 ноября.
Это вторая выставка автора в Кронштадте, и она тоже связана с морем. Первая называлась «Металломорфозы», на ней присутствовали скульптуры, изображающие подводные лодки. А здесь – три водолаза, что тоже удачно вписывается в концепцию Морского музея.
– Это уже традиция: до того, как выйти на выставочную площадку Санкт-Петербурга, обкатать новые работы в Кронштадте, – сказал на открытии выставки в Морском музее автор скульптур Фёдор Крушельницкий.
Следующая будет в Союзе художников Санкт-Петербурга. Скульптора в городе хорошо знают, здесь у него прошло много выставок, в том числе и в известных галереях «Эрарта» и галерее Современного искусства. Выставлялись работы мастера и в Лондоне. Крушельницкий, которого называют смелым представителем авангарда, конструктивистом, брутальным мастером, работает, в основном, с металлом. Одна из скульптур, представленных на выставке, называется «Защитникам Ленинграда». Фигуры людей как бы составляют противотанковый ёж. Это символ стойкости ленинградцев, воля которых крепче металла. Пока это проект памятника, он будет доработан и, как надеется, автор, установлен.
Фёдор Петрович родом из Донецка, и его связи с родиной крепки. Последняя выставка на Украине прошла в ноябре 2012 года, накануне майдана и начала военных действий. Одна из его скульптур должна была появиться возле университета – фигура неоднозначной личности, батьки Махно. Но время для памятников и скульптур неподходящее, и пока всё повисло в воздухе. Ещё один отложенный проект – памятник жёнам моряков. Две небольшие скульптуры из семи эскизных представлены на выставке в Кронштадте. Детали скульптур автор иногда находит в самых, казалось бы, неподходящих местах, а то и просто на улице. Одна из женщин напоминает фигуру статуи, которые устанавливали на носах старинных кораблей. Фёдор Крушельницкий из тех художников, кто много читает, изучает историю, интересуется политикой – и всё это отражается на его творческом почерке.
Со стен выставочного зала на посетителей смотрят маски, сделанные из металла. Идеи появляются, к примеру, после изучения ритуальных масок народов островных государств, в частности, Полинезии. Но это совсем не попытка повторить и даже не использование мотивов. Это скорее принцип, в основе которого мировоззрение художника, его философский взгляд на мир. А взгляд этот очень цепкий, он схватывает всё: от формы весла до детали лодочного мотора. И рождается образ богомола, сфинкса или ветра.
Морская тема отражается и в работах сына автора, который учится в Академии художеств. Его гравюры дополняют впечатление от выставки.
Одна из них – часть цикла, в который входят работы, показывающие моменты борьбы. Представленная на выставке называется «Поражение». Судно терпит бедствие, огромная волна захлёстывает лодку, часть её пассажиров уже втянута в спиральный водоворот. Как и отец, сын работает в авангардном ключе, который позволяет смотреть на ситуацию как на аллегорию, а в ней каждый волен видеть своё: кто-то трагедию, кто-то повод задуматься о бренности бытия, а кто-то усмотрит сарказм автора по отношению к тщетности усилий удержаться на плаву в водовороте жизни. Ещё одна работа в шутку называется «воссоединение Украины с Эфиопией». Если присмотреться, можно увидеть братание Пушкина и Гоголя. И тоже каждый может, как угодно, трактовать авторскую задумку.
Отец и сын Крушельницкие изобретательны, ироничны, интеллектуальны и современны – как в выборе тем, так и в подходе к ним. Один из «водолазов» Крушельницкого, а их на выставке три, будет установлен в Финляндии, в городе Турку, и станет местной достопримечательностью. Фёдор выиграл конкурс, на который было представлено несколько проектов.
На выставку приехали из Петербурга друзья скульптора, а их у него много: спортсмены, моряки, юристы. Олег Вагин отметил, что Морской музей – место для выставки самое подходящее. Во-первых, близкое по теме, во-вторых, работы увидят многочисленные посетители музея.
Галина МАРКИНА
Фото автора
Написать комментарий: