Народу к нам приходит больше

Пятнадцатилетие местного самоуправления Кронштадт встречает в интересной ситуации: из трёх кронштадтских глав: глава Кронштадтского района, глава Местной Администрации и глава муниципального образования — легитимен только последний. Глава районной администрации и глава Местной Администрации сегодня в статусе И. О. Что это означает? Изменились ли соотношение «весовых категорий» районной исполнительной власти с большим бюджетом и местного самоуправления с бюджетом маленьким? Какая власть ближе народу? Об этом корреспондент газеты «Кронштадтский Муниципальный вестник» Надежда РЫБАКОВА беседует с Валерием ВЛАСОВЫМ, депутатом Муниципального Совета, Главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя Муниципального Совета, и Сергеем БАНДУРА, исполняющим обязанности Главы Местной Администрации.

Валерий Александрович, до начала интервью мы с Вами выяснили, что Вы единственный из трёх кронштадтских глав легитимны на данный момент. Но в Вашей должности тоже есть слово «исполняющий»… полномочия председателя Муниципального Совета. Что это означает?
— Таково теперь официальное название должности, эти слова в должностях всех глав муниципальных образований.
— Валерий Александрович, Вы пришли в местное самоуправление 12 лет назад, когда Вас избрали депутатом Муниципального Совета второго созыва. В те годы, как и в самом начале, говорили, что местное самоуправление — власть самая близкая к народу, но пока маленькая и слабенькая, потому что денег мало, да и предметов ведения немного. Что изменилось за 12 лет?
— За эти годы мы потеряли градообразующее предприятие Морской завод — порядка восьми тысяч жителей Кронштадта выезжают на работу за пределы родного города. Потеряли завод, потеряли и кузницу рабочих кадров ПТУ. Вот оно уже пять лет ремонтируется и с места не двигается. По каким специальностям там готовят? Парикмахеров, поваров, автомехаников. Токарей не готовят, слесарей не готовят — никаких специальностей из тех, которые помогли бы оживить Морской завод. Нет кадров для предприятия, не будет и предприятия.
За эти годы у муниципалов увеличилось количество предметов ведения: было чуть более двадцати — стало 96. Теперь занимаемся текущим ремонтом придомовых территорий, благоустройством. Сколько установили дворовых площадок и какого хорошего качества! Большую работу проводим с общественными организациями, абсолютно все охвачены вниманием, и ветераны Великой Отечественной, и блокадники, и больные диабетом, и инвалиды — отмечая Всероссийские дни и праздники местного значения, поддерживаем морально и материально наших общественников. Учредили огромное количество призов и кубков для массовых спортивных соревнований: турниры по боксу, футболу, баскетболу, боевому самбо, хоккею. Это важно — отделу молодёжной политики и сектору по физкультуре и спорту районной администрации помогать развивать спорт в нашем городе. В последнее время по нашим дворам видно, как много и целенаправленно мы работаем по благоустройству. Что тормозит работу? Большое количество военных городков, которые портят вид нашего города. Их порядка пятидесяти. Стыдно ходить по улице Восстания. В настоящее время решён вопрос по дому 5 на этой улице. Дом переведен в статус жилого, жители оформляют документы на приватизацию. Местная Администрация, Муниципальный Совет будут благоустраивать внутридворовую территорию. С северной стороны этот двор заасфальтировали ещё в прошлом году — приготовили территорию, чтобы люди могли ходить по хорошей дороге. Предметов ведения стало больше, увеличился бюджет.
— А чувствуется ли, что и муниципальная власть становится сильнее?
Москва и Санкт-Петербург находятся в особом положении, не так как все муниципальные власти в других регионах России.
Во всех городах России, где вся власть у муниципалов. Наша задача — теснее взаимодействовать и работать с назначенной районной администрацией. У неё и бюджет больше в несколько раз, и возможностей больше. В последнее время стали чаще совместно решать задачи и по благоустройству, и по работе с жителями. Местная власть, действительно, — самая близкая и доступная. Народу к нам приходит больше.
— Почему? К вам можно зайти по пути, когда выдалось свободное время, или надо записываться?
— Потому что люди нас выбрали и могут с нас спросить. Ведётся живой приём. Есть обязательный день приёма — вторник. Каждый вторник принимают депутаты. Глава муниципального образования город Кронштадт ведёт приём ежедневно.
— Если у человека возникает вопрос, решение которого зависит от властей, он может прийти сюда?
— Так и делается. Мы сразу подключаем районную администрацию, ГУ «ЖА», Жилкомсервис, тех, от кого зависит решение вопроса. Через нас проблемы разрешаются быстрее.
— То есть Местная Администрация — это своеобразный лифт и «скорая помощь»?
— Бывает и так.
Помню, как народ воспринимал муниципалов в первые годы работы: ничего не делают — только деньги делят.
— И сейчас делим, но вместе с народом. Получаем заказ от народа и составляем адресные программы, например, по благоустройству территории. Проводя работу по благоустройству, снабжаем людей семенами, завозим землю. Если не в этом году, то на будущий год заявки и просьбы выполняем обязательно. И ведь как здорово благоустроили город — согласитесь, этого нельзя не заметить?
Очень понравились населению расписанные стены домов. Цветы, бабочки — приятно посмотреть. Выезжая в другие районы, подсмотрели, что граффити прекрасно вписываются в городскую среду. Вот пример работы за рамками дележа денег. Стали появляться идеи, да и деньги делим по предложению людей и с пользой для них.
— Валерий Александрович, как Вы считаете, сегодня кронштадтцы ориентируются в трёх «головах» Кронштадта?
— Глава администрации назначен администрацией Санкт-Петербурга. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя Муниципального Совета, — человек, который организовывает работу избранных депутатов, — это в настоящее время я. Глава Местной Администрации — старший канцелярский работник, исполняющий то, что депутаты приняли на своём заседании: бюджет, распоряжения. Подошёл срок выбирать Почётного гражданина Кронштадта — решаем кого. Подошёл срок награждать знаком «За заслуги перед Кронштадтом» — также обсуждаем и решаем на заседании Муниципального Совета. Пришло время проводить праздник улиц или двора — решаем, когда проводить и кого награждать.
Руководители Местной Администрации принимаются по конкурсу депутатов Муниципального Совета. А всех остальных набирает конкурсная комиссия Местной Администрации. Главы администрации Кронштадтского района нет уже четыре месяца, а в мае предстоит очень много праздников: День Победы, День города, освящение Морского собора и празднование его столетия. Наверное, в первые майские дни какие-то решения в отношении главы администрации будут всё-таки приняты. А что касается главы Местной Администрации, мы попали в своеобразные ножницы законодательства. По положению Главу Местной Администрации можно принимать на работу так, чтобы он мог исполнять свои обязанности не менее двух лет. Выборы в органы местного самоуправления назначены на вторую субботу сентября 2014 года — не успели объявить конкурс на замещение этой должности в необходимые по положению сроки. Так что четвёртый созыв депутатского корпуса местного самоуправления Кронштадта будем заканчивать с исполняющим обязанности Главой Местной Администрации. Но это не помешает нам качественно работать на благо избравших нас кронштадтцев.
— Успехов Вам!

Ведём живой диалог
с людьми

Сергей Алексеевич, Вы депутат Муниципального Совета муниципального образования город Кронштадт первого созыва. И одиннадцать лет работает в Местной Администрации заместителем Главы, в настоящее время — исполняющим обязанности Главы Местной Администрации. Прошло 15 лет. Стала ли местная власть более уважаемой и сильной?
— Начнём вот с чего. Специфика местного самоуправления в Петербурге и Москве отличается от местного самоуправления в других регионах. Когда мы начинали работать, первые несколько лет были ожидания, что поправка об особом статусе местного самоуправления в Петербурге и Москве будет отменена. Даже затрудняюсь сказать, хорошо или плохо то, что эту поправку не отменили. Есть здесь и свои плюсы, и свои минусы. С одной стороны, власть в Санкт-Петербурге — Законодательное Собрание и Губернатор, а местное самоуправление существует в несколько усеченном виде. Но так или иначе местное самоуправление должно жить и развиваться, потому что, если не наделять его дополнительными полномочиями, и дополнительными средствами, то оно просто зачахнет. На протяжении последних лет полномочия, и финансирование местного самоуправления расширялись. Хотя в настоящий момент львиная доля прироста бюджета приходится на государственные полномочия, которые нам передаются.
Сначала нам передали государственные полномочия по опеке и попечительству с соответствующим финансированием, а затем — по уборке и санитарной очистке дворовых территорий. В настоящий момент обсуждается вопрос и о том, чтобы передать нам полномочия по уборке и содержанию дорог, утвержденных постановлением Губернатора Санкт-Петербурга. В целом количество полномочий, которыми нас наделили с 1997 года увеличилось примерно раза в три.
Другой вопрос, что и здесь есть, над чем хорошо поработать. Часть полномочий, которые мы выполняем, звучит как «содействие», «участие», и в результате получаются «недополномочия». Если уж передавать, так совсем, или не передавать ничего.
Конечно, есть прогресс, но качество процесса еще сильно страдает.
А что касается бюджета, он вырос раз в 15. Хотя если посчитать инфляцию за это время, то в целом бюджет вырос раза в три.
По крайней мере, на встрече с муниципальным сообществом было сказано, что общий объём доходов и расходов большинства муниципалитетов перевалил за 100 миллионов рублей или подходит к этому рубежу. У нас, например, подходит, а некоторые уже достигли такого объёма. Хотя ещё совсем недавно таким бюджетом могло похвастаться только Колпино. Но населения у них в четыре раза больше, чем у нас.
А Вы сами, Сергей Алексеевич, ощущаете, что местная власть стала боле весомой и уважаемой в городе?
— Объёмы работ по благоустройству, которые мы выполняем, а также количество людей, которые к нам обращаются, по сравнению даже с пятилетней давностью, увеличились раз в десять. Это уже говорит о возрастающем уважении и доверии. Люди обращаются и их обращения не остаются без внимания. В подавляющем большинстве случаев жители получают то, что хотят. Отказываем только в том случае, если по каким-то техническим причинам работы выполнить невозможно — проходят коммуникационные сети или не сможет развернуться мусороуборочная машина. Это говорит о многом. Когда мы проводим общественные слушания, обсуждая бюджет, разговор с теми людьми, которые приходят, идёт более заинтересованный, чем это было раньше. На отчёт народ ходить не любит, но когда обсуждается бюджет, — интересуется. В последние годы возросла общественная активность граждан.
Могут ли обычные жители реально повлиять на формирование бюджета муниципального образования?
— Конечно. Ежегодно в отделе благоустройства принимаются предложения. Только зафиксированных обращений около пяти десятков. Зачастую люди обращаются не по одному вопросу, а по нескольким. Ряд обращений принимаем устно во время приёма и даже по телефону. Как правило, все предложения населения мы включаем в наши адресные программы.
Если говорить о нашем вкладе в благоустройство города, то он вырос неимоверно. Сначала мы делили эти функции с ГУ «ЖА». Теперь жилищники благоустройством не занимаются.
В этом году мы обратились в ГИБДД, чтобы они согласовали нам «лежачих полицейских» по нескольким адресам, а начинали с одного двора.
— Учитывается ли мнение большинства?
— Обычно мы делаем так: если понимаем, что предложение настолько логично, что не может вызвать отрицательного отношения у других жильцов, то включаем в адресные программы без обсуждения. А есть дискуссионные предложения. Например, в прошлом году сделали сушилку по коллективному обращению граждан, а одной жительнице эта сушилка не понравилась. Пришлось собирать общее собрание и разговаривать. Люди смогли убедить свою соседку, что интересы всего двора важнее её эгоистических интересов. Но бывают и не столь идеальные случаи. Были планы, например, в отношении двора на углу Восстания и Мануильского. Собрали граждан, чтобы узнать их мнение, и они высказали их столько, что к единому мнению прийти не смогли и оставили всё в первозданном виде.
В Манежном переулке собирали жителей по поводу дополнительных боковых проездов. Там дискутировали два с половиной часа: мнения разделились поровну — кому-то нужны были газоны, кому-то проезды. Проезды всё-таки сделали, и никто с тех пор не жалуется. В любом случае стараемся людей собирать. Самые заинтересованные выходят и участвуют в разговоре. Диалог с жителями происходит живенько.
Благоустройство приблизило людей к местной власти?
— Люди видят то хорошее, что происходит, и хотят и в своем дворе устроить не хуже.
Стараемся не просто благоустроить дворы, а сделать это качественно и ярко. Пример тому — площадки на улицах Аммермана и Мануильского. Срок эксплуатации детской площадки, несмотря на то, что мы за ними следим, ремонтируем и красим, при нашем климате и нашем стиле эксплуатации, — не более пяти-семи лет. Всё равно их надо менять. Заканчиваем этап утилизации детских площадок, которые устанавливали жилищники в 90-е годы. Помните бетонных слонов? Они стояли лет по двадцать. Подгребаем последних и делаем новые площадки в соответствии с проектами, которые согласовываются во всех инстанциях. И не формально, а концептуально. Вот клумбы поправили — сделали их овальными, а не круглыми.
Делается также много мелкой и незаметной работы. Например, составление протоколов по административным правонарушениям. Составили огромное количество протоколов по поводу парковок на газонах. И приучили водителей к порядку, теперь на газоны машины не ставят, правда, и самих парковок прибавилось.
Сделали новый сайт в прошлом году, где предусмотрена обратная связь с гражданами. Мы обязаны отвечать на электронные письма граждан в соответствии с законодательством. Не ответишь — получишь немаленький штраф. Становимся всё более открытыми для людей. На сайте опубликован наш бюджет и его исполнение, все статистические сведения по нашей деятельности. Технический прогресс улучшает коммуникацию между людьми.
Как Вы считаете, ориентируются ли люди в трёх главах Кронштадта?
— Думаю, что нет. Мне кажется, что это следствие того, что муниципальная власть в Санкт-Петербурге так вычурно устроена. Люди вынуждены по разным вопросам обращаться в разные инстанции и иногда не понимают, с каким вопросом куда обращаться. Обычному человеку в этом сложно разобраться. Ведь даже районная исполнительная власть ведает далеко не всеми вопросами — иногда решение может принять только профильный Комитет Администрации Санкт-Петербурга. Но мы помогаем ориентироваться и подсказываем людям, куда им надо обращаться с их вопросами.
Однако законодательство совершенствуется, принят закон о муниципальной службе, и 16 сотрудников Местной Администрации муниципального образования город Кронштадт теперь называются муниципальными служащими.
— А депутаты Муниципального Совета?
— Они работают на общественных началах и не являются должностными лицами.
Спасибо за разъяснения и успехов Вам на муниципальной службе!

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Надежда РЫБАКОВА


Редактор отдела социальной жизни, заместитель редактора

Имя:

Эл.почта: