Благотворительность в Кронштадте. Взгляд в прошлое по страницам «КВ»

151 год назад 15 июля (2 июля по старому стилю) вышел в свет первый номер «Кронштадтского Вестника». В прошлом году мы отметили полуторавековой юбилей газеты выпуском 20-полосного юбилейного номера, на страницы которого пригласили всех, кто так или иначе был связан с городской газетой — редакторов, корреспондентов, внештатных корреспондентов, юнкоров. И номер получился масштабным, интересным и очень познавательным. Ну а в этом году день рождения у «КВ» обыкновенный, не юбилейный, поэтому отмечаем мы его просто — обратившись, по традиции, к старинному изданию, перелистав его пожелтевшие от времени страницы и изучив одну из его постоянных тем, которую можно назвать актуальной во все времена, — благотворительность.  

 

Перелистывая страницы «Кронштадтского Вестника» позапрошлого века — начала прошлого, невольно удивляешься тому, как много было в нашем городе общественных организаций, созданных кронштадтцами на добровольных началах с благотворительными целями. Удивляешься способности кронштадтцев всех сословий самоорганизовываться для решения тех насущных проблем и вопросов, которые государство не было способно решить в силу бюрократических причин или из-за отсутствия финансирования. Именно для этого и создавались общественные организации, заботясь и о просвещении, и о бытовых нуждах кронштадтцев, упорядочивая их жизнь, делая ее более удобной и комфортной.
В Кронштадте существовали объединения горожан всех сословий: Морское собрание, Купеческое собрание, Мещанское общество. И каждое из них ставило перед собой задачи, связанные не только с корпоративными интересами, но и с нуждами города. Представители различных сословий часто объединялись для выполнения общих задач, полезных городу и его жителям. Совсем не обязательно инициаторами создания общественных организаций были люди, имеющие высокий уровень доходов (хотя, конечно, люди не бедные). Прежде всего, это были люди неравнодушные. Многие из них происходили из семей, связанных с Кронштадтом более века, и не мыслящих свою жизнь в отрыве от родного города и его нужд. Эти люди обустраивали свой дом, стремясь к тому, чтобы на улицах Кронштадта не было нищих, не было сирот, дети не занимались попрошайничеством; людям, вышедшим из тюрем, предоставлялся кров и работа; заботились об одиноких стариках, о больных, которым нужна помощь. По инициативе общественных организаций в нашем городе были созданы женская гимназия, женская прогимназия, детская библиотека, библиотека при Морском собрании, построено здание для реального училища, давались «вечерние бесплатные уроки для бедных безграмотных» (1869), существовали детские пристанища (прообраз детского сада) и многое другое. Часто инициативы, выдвинутые энтузиастами, поддерживались сверху, и вновь возникшее благотворительное общество приобретало покровительство членов Императорской фамилии.
Такие общественные организации как Благотворительное общество, Андреевское приходское попечительство, Общество подания помощи при кораблекрушениях и некоторые другие располагали весьма значительными денежными суммами (отчеты о приходах и расходах регулярно публиковались на страницах «Кронштадтского Вестника»). Были и многочисленные маленькие общественные организации. Например, постоянными членами общества, занимавшегося устройством общественной детской библиотеки, были всего восемь человек, а временными — менее сорока. Бюджет этой организации за первые шесть лет деятельности (конец 1869 — начало 1876 годов) составил всего несколько тысяч рублей, собранных преимущественно за счет членских взносов. Однако, благодаря их начинанию, детская библиотека существует в городе с 1870-го года.
Некоторые общественные организации успешно развивались, расширялись и функционировали многие десятилетия, вплоть до 1917 года. Некоторые, выполнив определенную общественную работу, переставали действовать. Масштаб их деятельности был различным, но цель одна — обустройство родного города, забота о кронштадтцах.

Средства крупных благотворительных организаций составлялись из сумм, жертвуемых высокопоставленными покровителями (или получаемых по их завещанию), членских взносов, доходов с благотворительных вечеров, народных гуляний, проведения лотерей, розыгрышей и аукционов, спектаклей (в том числе самодеятельных), добровольных подписок, пожертвований отдельных благотворителей, «кружечного» сбора и т. п. Собираемые средства частично образовывали «расходный капитал», а частью размещались в государственных ценных бумагах для получения прибыли в виде процентов.
Небольшие благотворительные общества располагали не столь значительными суммами, как видно на примере общества по обустройству детской библиотеки, но их дела были не менее важными для города.
Складывается впечатление, что благотворительностью в той или иной мере занимались почти все жители Кронштадта. Многие кронштадтские купеческие фамилии отличались широкой личной благотворительностью. На их средства были построены и реконструированы многие храмы и часовни Кронштадта. Так, в середине 70-х годов XIX века в основном на средства купца В. Д. Никитина, бывшего тогда старостой собора, а впоследствии городским головой, а также на средства других кронштадтских купцов был значительно расширен Андреевский собор. В начале ХХ века известный благотворитель купец Н. А. Туркин выкупил у англиканской общины церковь, здание которой сохранилось и поныне на углу улиц Зосимова и Андреевской, и передал ее православной эстонской общине. Первая в Кронштадте земская начальная народная школа была учреждена в начале 70-х годов позапрошлого века и содержалась на средства купца  В.Д. Никитина. Открытие женской гимназии, реального училища, приютов для малолетних детей и многие другие начинания поддерживались и реализовывались на деньги кронштадтских купцов. Особый вклад внесло кронштадтское купечество в строительство Дома Трудолюбия. Мещанское общество города ежегодно выделяло крупные денежные суммы на благотворительные цели: на содержание богадельни, на содержание дома призрения малолетних детей, на содержание школы ремесленных учеников, на выдачу пособий престарелым и малолетним мещанам, на лечение в больницах и богадельнях и другие мелкие нужды. Часто же сбор средств на благотворительные цели носил «спонтанный» характер. В ответ на заметку о каком-либо несчастном случае, помещенную в «Кронштадтском Вестнике» (о пожаре и бедственном положении погорельцев, о ребенке, попавшем под лошадь и нуждающемся в лечении), простые жители города несли в редакцию свои рубли и копейки. Суммы пожертвований бывали самыми разными, это могли быть и пять копеек, и один рубль, и несколько сотен рублей, что, впрочем, бывало не часто. Поименные списки благотворителей встречаются почти в каждом номере «Кронштадтского Вестника» тех лет. Некоторые же благотворители предпочитали оставаться анонимными. На страницах «Кронштадтского Вестника» в списках пожертвователей можно встретить трогательные строчки вроде: «…Алечка и Сонечка — 50 коп.». Так, в делах богоугодных, в делах благотворительности участвовали и дети. По-видимому, тогда, полтора века назад, родители приучали детей не оставаться равнодушными. А может быть, это был живой отклик детских душ на чужую беду…

(Продолжение следует)

Арина МЕЛЬНИКОВА,
сотрудник Кронштадтского Морского музея

Милосердие 

Без дома…

Вот уже более пяти лет прихожане Собора Владимирской иконы Божией Матери кормят горячими обедами лиц без определенного места жительства. К сожалению, пока удаётся это делать лишь один-два раза в месяц.
Если бы наше современное общество и наши современные нравы хотя бы в малой степени приближались к той общественной атмосфере, которая царила в Кронштадте в позапрошлом веке, наверное, можно было бы кормить и почаще. Можно было бы и кров для всех этих несчастных, полностью социально дезадаптированных людей найти, поскольку Дом ночного пребывания — это не дореволюционная ночлежка для всех нуждающихся, и проблему не решает. Но у нас царит рынок, и потому считается возможным рассуждать о том, что «нельзя помочь тому, кто сам себе помочь не хочет».
А вот в Париже не расуждают, хотят или не хотят клошары жить по-другому. Им просто помогают, понимая, что не вина этих людей в их образе жизни, а беда. Страшная беда. И в доревлюционном Кронштадте не рассуждали…

Фото Анны МАКАРОВОЙ

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: