Каждый день – подвиг

Лысых Юрий 1941Краснофлотец Юрий (Никита) Лысых

Дом Афанасия Григорьевича Лысых стоял на берегу, рядом с оврагом, на дне которого по весне бешено неслись к реке Вороне потоки грязной талой воды. С этого места открывались неоглядные дали – поля, огромными лоскутами устилавшие землю до горизонта, кудрявые перелески. Всё это так любил созерцать и рисовать Никита Лысых. И отец, обнаружив отсутствие сына дома, знал, где его искать: вот там, на берегу с угольком или карандашом в руке.

lis2Письмо с фронта: «Дорогие папа и мама!
Шлю Вам свой боевой коммунистический привет…»

Небольшие, с открытку величиной, рисунки проникнуты таким ощущением жизни, что кажутся тёплыми на ощупь. А ещё мальчик любил, уединившись где-то в укромном месте, в стороне от родительских глаз, разбирать и собирать различные механизмы. Руки его словно бы сами тянулись к ним, едва ему приходилось повстречать что-то новое: обязательно вникал в существо механизма. Но имя «Никита» ему не нравилось, после окончания 7-го класса он заявил родителям, что хочет изменить его на «Юрий». С тех пор его все называют любимым именем.
Будучи комсомольцем, он с товарищами оборудовал избу-читальню, где учили взрослых людей читать. В числе первых вступил в колхоз. В селе Ковылка в МТС появился первый трактор, Юрий очень хотел пахать колхозную землю. И вот его мечта осуществилась. Он за рулём трактора «У-2». Весь поселок Орлов Кирсановского района сбегался посмотреть на диковинку, а мальчишки бежали за трактором с криками и визгами. Первая лампочка в селе тоже у Лысых. Первый радиоприёмник – тоже дело рук Юрия и его братьев. У него золотые руки, он может буквально всё.
В 1939-м Юрий был призван на Краснознаменный Балтийский флот. Кронштадт! Первое впечатление преподнёс Финский залив с цветной полоской горизонта. Кружат над кораблями чайки…
В те годы не было в нашей стране человека, который бы с благоговением не произносил слово «Кронштадт». По улицам Кронштадта ходили адмиралы Н. С. Нахимов, Ф. Ф. Ушаков, С. О. Макаров. Здесь жили и трудились многие люди, прославившие Россию. Моряки Балтики уходили из Кронштадта на сухопутные фронты сражаться за молодую Советскую республику. «Мы из Кронштадта» – мальчишкой Никита Лысых смотрел этот фильм несколько раз. Всё это наполняло черноглазого хлопца Лысых с Тамбовщины особой гордостью: не каждому моряку выпадала честь начинать службу в таком прославленном месте как Кронштадт. Ему хотелось как можно полнее вобрать в себя впечатления, проникнуться духом, историей этого города. И бывая в увольнении, он постоянно делал зарисовки всего того, что видел в Кронштадте.
Жизнь матроса Лысых связана с кораблём и механизмами. Он – моторист быстроходного тральщика «Т-216». Юрий знает каждый винтик, хорошо понимает, как работает этот сложный механизм. Моторист и корабль, человек и железо стали единым целым. Сердце тральщика – его машина, она даёт движение. Он относился к приборам, как к живым существам. Без конца холил и лелеял их. Лысых был первоклассным специалистом и большим тружеником. Ранним утром, в послеобеденное время, глубокой ночью – когда ни посмотришь, Юрий всегда трудится. Что-нибудь подчищает, смазывает, а то мастерит какую-нибудь деталь под мерный гул ротора.
А для души продолжает рисовать. Увлечение рисованием не оставляет и здесь, на службе, в свободное время он делает зарисовки кораблей. Подходил к концу второй год службы. Жизнь была довольно монотонной. Подъём, зарядка, учёба на боевых постах…
Было раннее утро. Весь экипаж отдыхал, кроме смены, которая несла вахту. Около шести утра взору открылась благодатная картина. Всходило яркое июньское солнце. Море отливало червонным золотом. В голубом небе застыли ослепительно белые облака.
Боевая подготовка в те последние перед войной месяцы была интенсивной. Главным образом находились в море. На берегу моряки были редкими гостями. Во время увольнения Юрий часто приходил в парк, где на постаменте высится бронзовая фигура основателя Российского флота и Кронштадта Петра I. Никита Афанасьевич Лысых уже выучил наизусть строки Петровского наставления личному составу крепости: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело». Находясь перед памятником Петру I, не знал он, что ждут его великие испытания, не знал и того, что пророческие слова про «оборону флота…» окажутся самыми главными в жизни моряка Лысых.
Он собирался прийти сюда 22 июня 1941 года после дозора. Мог ли моряк подумать тогда, что за тысячи километров от Кронштадта, в штабах фашистского вермахта, разработан план войны с Советским Союзом. В плане «Барбаросса» будут и предписания, касающиеся Кронштадта. В соответствующей директиве Гитлера значилось следующее: «В ходе операций Балтийский флот русских быстро потеряет свои опорные пункты и, таким образом, перестанет быть боеспособным, а операция в Прибалтике должна завершиться захватом Ленинграда и Кронштадта».
Кронштадт, крепость на острове Котлин с фортами, и до войны, и в ходе её, называли огневым щитом Ленинграда. К началу Великой Отечественной войны Кронштадтская военно-морская база представляла собой крупное соединение боевых кораблей, береговой и противовоздушной обороны.
Водный район базы простирался на 100 миль к западу от Котлина, до меридиана острова Роджер. Обороняли этот район два дивизиона тральщиков,  в состав которых входил и тральщик «Т-216», на котором служил матрос Лысых.
Также обороняли район два дивизиона сторожевых катеров, дивизион сетевых заградителей, шхерный отряд кораблей и бригада торпедных катеров. Береговая оборона состояла из трёх укреплённых секторов: Кронштадтского (артиллерия Котлина, островные и береговые форты со стрелковыми подразделениями), Выборгского и Гогландского, расположенного на нескольких островах средней части Финского залива. Противовоздушную оборону базы обеспечивали два зенитных артиллерийских полка и четыре отдельных дивизиона. 19 июня 1941 года, в 17 часов 15 минут, был получен сигнал по флоту: «Оперативная готовность № 2». Звучит сигнал: «По местам стоять, со швартовых и якоря сниматься!» «Т-216» медленно отходит от пирса и идёт нести корабельный дозор в устье Финского залива. Тральщик нёс службу как обычно. Но чувствовалось нарастание военной угрозы. Был на исходе последний мирный день 1941 года.
Базовый тральщик «Т-216» под командованием старшего лейтенанта Д. Г. Степанова уже третьи сутки нёс дозор севернее острова Хиума. С тревогой всматривались моряки в сумеречную даль. Обстановка осложнялась с каждым часом. Без отличительных огней из Финляндии к германскому побережью шли десятки судов. В воздухе появлялись немецкие самолёты. Вблизи наших территориальных вод тральщик «Т-216» обнаружил семь неизвестных катеров. Объявив боевую тревогу, командир повёл корабль на сближение с ними, но те полным ходом стали отходить в северном направлении. «Т-216» преследовал их почти до финских территориальных вод. 21 июня 1941 года по приказу народного комиссара Военно-морского флота В. Г. Кузнецова командующий Краснознамённым Балтийским флотом В. Ф. Трибуц объявил боевую готовность № 1. В 23 часа 37 минут 21 июня 1941 года флот был готов немедленно отразить нападение противника.  Тихая белая ночь 22 июня 1941 года таила коварные, неожиданные опасности. Близился рассвет. Тральщик «Т-216» повернул на обратный курс. Командир решил обследовать район, в котором были обнаружены катера. Ранним утром, в 4 часа 50 минут 22 июня, поступила радиограмма Военного совета КБФ: «Германия начала нападение на наши базы и порты. Силой оружия отражать всякую попытку нападения противника». Дозорным кораблям предписывалось уничтожать вражеские суда наличными силами и средствами. Так тральщик «Т-216» одним из первых встретил войну в море.
Начальник штаба флота в 5.30 22 июня приказал кораблю возвратиться в базу, так как он находился без прикрытия. Но радиограмма не дошла до тральщика «Т-216», и он продолжал нести дозор и производить траление.
С восходом солнца прозрачная вода хорошо просматривалась с мостика. Сигнальщики обнаружили несколько всплывших мин из поставленного немцами минного заграждения. Справа, слева и прямо по курсу с тральщика «Т-216» заметили мины. Корабль вышел на чистую воду, отработав машинами назад. Штурман Н. Н. Петров уточнил место, снял его координаты, и командир послал радиограмму в штаб флота. Получив приказание определить границы минного заграждения, Степанов распорядился поставить змейковый трал. Пройдя полмили, тральщик подсёк мину. Но она взорвалась, повредив трал. Заменили тралящую часть, а через несколько минут раздался новый взрыв, и вышел из строя трал. Пришлось поставить параван-трал. Вскоре за кормой взорвалась третья мина. На этот раз вышло из строя рулевое управление. Устранив повреждения, экипаж продолжил боевую работу. Так с первого дня войны началась боевая служба смелых борцов с минной опасностью. Экипажи тральщиков называли «пахарями моря».
Со стороны финского берега появились самолёты-бомбардировщики. Они шли на небольшой высоте курсом на «Т-216». Когда тральщик открыл огонь, самолёты набрали высоту и, сбросив беспорядочно серию бомб, удалились в северном направлении…
… Враг всячески препятствовал тральным работам. Экипажи тральщиков атаковались и с моря подводными лодками, и торпедными катерами, и с воздуха. Каждый день был подвигом…  Были и светлые белые ночи, когда за несколько десятков метров были видны плавающие мины. Весь свободный от работы экипаж отпихивал их от корпуса тральщика. Это непередаваемое словами состояние опасности.  Были и тёмные ночи, когда не видно ни зги. Ни луны, ни звёзд – только чёрное пространство вокруг. Только стук дизелей и свист ветра. И узенькая полоска огня, которая указывает на место идущего впереди корабля. Это единственная освещённая бойница в чёрной громаде ночи.
А ветер злой. Луна плывёт в небе, то ныряя в облака, то сбрасывая с себя их клочьями. Тральщики идут в кильватер. Только стучат дизеля: «Быстрее, быстрее…»  Ночь простирается такой неизведанной черноты, что кажется, никакому свету не пробить эту стену мрака. Идёт тральщик, покачиваясь на волнах, форштевнем раздвигая черноту. Идёт тральщик – эта стальная коробка, которая вместила в себя матросские жизни. То и дело с тральщиков сигналят: «Конус». Это означает, что нужно застопорить ход и, дав полный назад, удерживаться на месте. В тралах – очередная мина. Снова выполняют свою работу «Т-216».
Вот она война, это недосып, много тяжёлой работы, много шуму, и конечно, гибель, гибель судов и людей. А затем в обратный путь, в мрак и неизвестность Финского залива. Люди уже вторые сутки без сна и отдыха, но каждый трудился без устали. Особенно много дел у мотористов, машинистов, электриков в промасленных комбинезонах. Они осматривают каждую деталь, каждую гайку и болт. Пока материальная часть не приведена в полную боевую готовность, они забывают о сне, отдыхе, еде. Откуда только берутся силы и энергия! Но ведь иначе нельзя. Корабельные двигатели работают с огромным напряжением. В море, особенно во время налётов вражеской авиации и при артобстрелах, приходится то и дело менять ход. При шторме крен корабля достигает 40 градусов, значительно возрастает давление на подшипники.
И если в бою откажет какой-либо маслопровод, нарушится смазка, подшипник перегреется, тогда ничего не остаётся, как выключить агрегат. А чем это грозит в боевой обстановке, каждому ясно. Вот это и заставляет самозабвенно ухаживать за техникой и дизелями Юрия Афанасьевича Лысых.
Курсом зюйд-ост прошли фарватер, повернули в нужном месте. Пошла килевая качка, а впереди минные поля. Отказал левый двигатель. Теперь, когда работает один двигатель, тральщик стремится вырваться из рук штурвального и опасно развернуться правым бортом к волне. Достаётся мотористам, но меры приняты быстро. Моторист Лысых отсоединил штоки, пустил дизель на семи цилиндрах. Вдруг пространство ночи заполняет грохот взрыва.
В быстро убывающем свете видно, как впереди носом в воду уходит корабль и сыплются в разные стороны обломки. «Т-216» застопорил ход и начал трудную работу спасения. Команда вытягивает из беснующейся воды человека за человеком.
Тральщики выполняли разнообразные работы: несли дозорную службу, производили поиск и уничтожение подводных лодок, ставили и тралили мины, перевозили войска и грузы. А также использовались для огневой поддержки.
Только за период июня-августа 1941 года овровцы в 35 эскортах провели за тралами 60 подводных лодок. Этот успех достался дорогой ценой: при обеспечении вывода лодок погибли, подорвавшись на минах, базовые тральщики «Т-212» и «Т-216». Часть экипажа «Т-216» чудом осталась жива.
Все, кто остался в живых, служили в береговой обороне, охраняя подступы к Ленинграду. А фронт между тем приближался. Ленинград и Кронштадт всегда были связаны друг с другом, и по воде, и по льду, и по воздуху, всегда сражались плечо к плечу. Блокада. Оборона Кронштадта была круговой. Её осуществляли батареи отдельных артдивизионов, расположенных на фортах.
Форты 15-го артдивизиона Кронштадтского сектора, где служил матрос Лысых, – это тесные внутренние дворики за гранитной аркой с медными литерами на камне «Батарея № 2», «Батарея № 4», «Зверев», «1857 год», «Батарея № 6». Это приземистые мрачные казармы, без окон, продолговатые строения боевых погребов, скрытые от постороннего глаза под земляным бруствером. В этих погребах – снаряды. С бруствера открывается вид на другие форты – слева и справа, в одну линию, выстроились ещё шесть северных фортов. Жизнь в бетоне сказывалась на здоровье. Стены в кубриках зимой иногда леденели, несмотря на отопление, а летом оттаивали. Немцы мечтали сравнять Ленинград с землей, а Кронштадт – с водой.
Балтика была в огне, блокада в сердцах. Но город-крепость сражался, не дрогнули форты, не замолчала артиллерия. Небо хмурилось. Шквалистый ветер гнал на форт полосы дождя вперемешку со снегом. Тоскливо кричали чайки, касаясь крыльями волны. От этого крика было муторно на душе. Усталость валила с ног, глаза смыкались. Ели наспех, из алюминиевых мисок, прямо на огневой позиции. Надев бескозырки, расстегнув ворота бушлатов, чтобы видна была «морская душа», 15-й артдивизион с криками «Полундра» бил и бил врага. Каждый день был подвигом. В это тяжёлое время Никита Афанасьевич Лысых вступает в ряды Коммунистической партии, о чём пишет письмо родителям.
Это письмо с фронта и ответ на фронт опубликованы в районной газете города Кирсанова Тамбовской области. Часто в голове Юрия Лысых вертелась фраза «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, как наиглавнейшее дело». Ни в одном воинском уставе не существует команда: «Коммунисты, вперёд!» Но любой балтиец знает, что в годы войны она звучала часто.
Выдержал коммунист Лысых непрерывный грохот орудий, свист осколков, предельное физическое напряжение, не раз пренебрегал смертельной опасностью, храбро сражался на своём посту. Много раз моряки Кронштадта с честью выполняли свою миссию: сохранили Ленинград.
Жизнь в бетоне и голод сказывались на здоровье. Часть своего пайка моряки отдавали голодающим Ленинграда, а сами были дистрофиками, но сила духа была велика.
900 блокадных страшных дней… После снятия блокады Лысых служил на минном тральщике до 1946 года. Морской пахарь Балтики Юрий Афанасьевич Лысых снова был в строю.
Сны витали над кораблём, покачивающимся на волне. Кружили в сером небе чайки. А он на вахте, глядя на волны, думал о том, что он, выходец из деревни, сын крестьянина, пахал колхозную землю до войны. Полюшко родное, политое потом, а теперь и кровью. Теперь приходится «пахать» море от вражеских мин, как на обмолоте. И опять каждый день был подвигом. Ещё два с половиной года после снятия блокады экипажи тральщиков рисковали своими жизнями. Гибли корабли, гибли моряки…
После войны коммунист Юрий Афанасьевич Лысых работал в Монголии, а затем трудился в морском городке Анапа. Вновь на места боёв он ездил в канун 30-летия снятия блокады Ленинграда.
В последнее плавание уже ушли многие однополчане. И было какое-то щемящее чувство в душе, когда он ходил по той земле, где шли бои, вспоминал друзей. Был на фортах, на узкоколейке, на которой росли уже деревья…
Не узнает мой дядя Юрий Афанасьевич Лысых, что сегодня в Кронштадте стоит памятник морякам минных тральщиков Балтийского флота, погибшим во время исполнения воинского долга.
Кем бы ты ни был, ты должен побывать на поле боя, если не буквально, то душой, чтобы засеять поле своего сердца, своей души семенами вечной памяти.
Каждый день экипажей тральщиков был подвигом!

Людмила БАКУРАЕВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: