Исполнилось сто лет Алексеевскому доку (ныне им. П. И. Велещинского) на Кронштадтском Морском заводе

Открытие Алексеевского докаОткрытие Алексеевского дока

В июле 2014 года отметил своё столетие самый молодой док Кронштадтского Морского завода и один из крупнейших исторических сухих доков в России – док им. П.И. Велещинского. Это не первое имя дока. Он получил его между 1920 и 1922 годами, после окончательного утверждения власти большевиков. Первоначально сухой док, открытый 13-го (по старому стилю 1-го) июля 1914 года, назывался имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича. Он стал самым крупным доком в России и одним из самых больших в мире: длина части, где устанавливаются суда, составляла 750 футов (228,6 м), средняя ширина входа – 120 футов (36,58 м), глубина на пороге, считая от ординара – 35 футов (10,67 м).

копия1914_Открытие дока1914 год Открытие дока

копия1941- Крейсер Максим Горький_в доке1941 год Крейсер «Максим Горький» в доке

Проект дока был разработан инспектором морской строительной части Владимиром Петровичем Шаверновским (1872-1944), до революции служившим главным инженер-строителем кронштадтского порта. В. П. Шаверновский пользовался большим авторитетом как архитектор и инженер.Строительные работы велись под общим руководством Главного инженер-строителя кронштадтского порта инженера генерал-лейтенанта Б. А. Берга.
Начало работ по постройке дока благословил образом св. Алексия, митрополита Московского, митрофорный протоиерей о. Иоанн Ильич Сергиев (Иоанн Кронштадтский). На тыльной стороне образа он собственноручно начертал: «Именем Господа благословляю начало работ по постройке нового сухого аварийного дока и всех производящих постройку. Кронштадт. Протоиерей Иоанн Сергиев, 20 мая 1908 года».
Работы по сооружению дока продолжались шесть лет – с 1908 по 1914 год. Стоимость дока со всеми вспомогательными работами и оборудованием обошлась казне в 5 млн. рублей.
Док – весьма непростое для своего времени техническое сооружение, потребовавшее от проектировщиков и строителей неожиданных решений.
Место, выбранное для постройки, представляло собой часть мелководного залива, прилегающего к дамбе около Военной гавани кронштадтского порта. Строители сделали две перемычки. Одна оградила от залива место будущего котлована, и позволила откачать воду внутри ограждения. Земля, полученная в результате рытья котлована, послужила для создания насыпной территории вокруг дока, на которой позже построили мастерские и вспомогательные сооружения.
Вторая, глубоководная перемычка защитила котлован со стороны Лесной гавани. Для сооружения обеих перемычек в большом количестве использовался насыпной песок, что было новшеством для того времени. Применение песка для заполнения перемычек было идеей главного инспектора морской строительной части инженер-генерала С. К. Будзынского.
Проведение земляных работ также а потребовало от инженеров и строителей использования остроумных решений и по тем временам самых мощных строительных аппаратов – экскаваторов и насосов. Общий объём выкопанной земли составил почти 450 тыс. куб. метров, глубина котлована в некоторых местах достигала 20 м.
Ко времени окончания котлованных работ началось производство каменной кладки днища и стен дока. Объём каменной кладки составил 78 673 куб. м, объём гранитной облицовки стенок и днища дока – 4 856 куб. м. Колотый гранит доставлялся в Кронштадт из Финляндии парусными судами. Выгрузка камня проводилась с помощью особых паровых кранов. По обе стороны котлована были устроены рельсовые спуски. Камень доставлялся непосредственно до места облицовки вагонетками – платформами.

На облицовку шлюзной части, перекрытий уступов стен и на лестницы дока был использован штучный гранитный камень. На остальные части доковых стен использовался валунный гранит. Облицовка из гранита дала доку необыкновенную прочность и долговечность. Док почти без пауз эксплуатируется и по сей день.
Постройка дока стала знаменательным событием всероссийского масштаба. Он был торжественно освящён и открыт в присутствии их Императорских Величеств Николая II и Александры Федоровны, а также их августейших дочерей. На торжество раздавались особые приглашения. С 9 часов утра 13-го июля 1914 года публика направлялась к новому доку двумя путями: в экипажах по Петровской улице и в Петровский парк, где желающим были предоставлены портовые суда для доставки на место церемонии. Самые важные участники торжества прибывали морским путём из Санкт-Петербурга. Без четверти десять в гавань напротив Петровской пристани вошла яхта «Нева», на которой прибыли морской министр генерал-адъютант И. К. Григорович, военный министр генерал В. А. Сухомлинов, министр внутренних дел гофмейстер Н. А. Маклаков и другие высшие руководители армии и флота Российской империи. На катере их встречали главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Р. Н. Вирен и начальник штаба порта контр-адмирал А. Г. Бутаков. Все вместе на катерах отбыли к новому доку.
Тем временем на крейсере «Рюрик» прибыл командующий морскими силами Балтийского моря адмирал Н. О. фон Эссен (1860-1915).
Наконец на исходе 11-го часа на малый кронштадтский рейд пришла из Петергофа императорская яхта «Александрия», и вскоре в гавань вошёл катер «Петергоф» под брейд-вымпелом императора. Катер подошёл к пристани Пароходного завода. Император и его семья сошли на пристань ровно в 11 часов и в сопровождении министров, свиты и адъютантов прошли к воротам дока.
Обширная территория Алексеевского дока была празднично украшена. По сторонам дока водружены высокие мачты с развевающимися флагами, увенчанные золотыми изображениями государственного герба. Линия очертаний дока окаймлялась шпалерами морских и сухопутных команд, там же выстроились ученики корабля-школы и воспитанники кронштадтских школ и приютов.
По обе стороны ворот дока были сооружены две изящные беседки: в одной выставили планы, чертежи, образцы материалов и сведения о строительных работах, другую убрали цветами, она предназначалась для императора и его семьи. У царской беседки приготовили аналой для служения молебна. Церковную утварь и облачения предоставил для церемонии Кронштадтский Морской собор.
Пока император обходил док, слушая подробный рассказ морского министра И. К. Григоровича и строителя дока В. П. Шаверновского о ходе его постройки, в док через широкие клинкеты была пущена вода. При обходе дока Николай II тепло здоровался с воинскими командами, построенными вокруг. Задержавшись у шеренг детского батальона, государь проговорил: «Здорово, мальчики!». Ответом на императорское приветствие было дружное «Здравия желаем, Ваше императорское Величество!» и крики «Ура!»
Затем состоялся молебен. Службу сопровождало пение хора Морского собора, облачившегося в парадные одежды. После окропления дока святой водой церемония освящения завершилась.
Огромный док наполнился водой за 50 минут. Настал торжественный момент его открытия. Ровно в полдень императрица Александра Фёдоровна, приняв из рук морского министра топорик, перерубила синюю шёлковую ленту, символически соединявшую стенки дока. Грянул государственный гимн, а стоявший у входа в док крейсер «Рюрик» расцветился флагами.
После того, как из батопорта откачали воду и с помощью портовых буксиров отвели в сторону, наступил момент торжественного входа в док крейсера «Рюрик». Как писал присутствовавший на церемонии корреспондент «Кронштадтского вестника»:
«…Крейсер, носящий имя праотца правителей земли Русской, медленно и плавно вошел в док, посвященный имени юнаго наследника Престола. Свободно поместившаяся в котловине дока, громада корабля, наглядно показала то свободное пространство, которое может быть использовано для будущих морских гигантов».
Около половины второго под громкое «Ура!» расчувствовавшейся публики и войск императорский катер покинул гавань Кронштадтского завода.
Открытие нового дока состоялось менее чем за три недели до начала Первой мировой войны. Ничто внешне не омрачало праздник и всеобщее приподнятое настроение. А между тем к этому дню кризис, вызвавший мировое столкновение и последующую гибель Российской Империи и её тысячелетнего уклада, был уже в самом разгаре. Две недели прошло со дня сараевского убийства наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда; менее чем через неделю в Кронштадт на корабле прибудет президент Франции Р. Пуанкаре, с которым Император в Петергофе будет обсуждать планы военного взаимодействия против Германии и её союзников. Через две недели Австро-Венгрия предъявит Сербии ультиматум, а Россия объявит мобилизацию.
Док цесаревича Алексея – им. П. И. Велещинского – сооружение монументальное, кажется, построенное на века. Вот уже 100 лет он непрерывно принимает корабли и фактически только раз находился на ремонте.
В Первую мировую войну в доке латали пробоины, ремонтировали котлы и механизмы, меняли стволы орудий линкоры «Андрей Первозванный», «Севастополь», крейсеры «Богатырь», «Рюрик». Работы в доке велись круглосуточно. В годы революции и гражданской войны доковались корабли, вернувшиеся в Кронштадт из Ледового похода.
Большие испытания выпали доку в годы Великой Отечественной войны.
Одно из самых уязвимых мест сухого дока – его батопорт. Повреждение батопорта делает невозможным его осушение и наполнение водой, и превращает док в бесполезную для судоремонта ёмкость. Защита единственного батопорта (док им. П.И. Велещинского запасного батопорта не имел), – одна из главных проблем обеспечения функционирования дока. Летом 1941 года во время гитлеровского наступления на Ленинград и интенсивных бомбардировок Кронштадта, по совету академика А. Н. Крылова на палубу докового батопорта уложили броневые плиты – из тех, что предназначались для строящихся крейсеров. Своевременные меры защиты позволили уберечь док от разрушений, хотя он многократно оказывался мишенью для вражеских бомбардировок и артобстрелов: на его территории насчитали не менее полутора десятков прямых попаданий.

С доком связано немало драматических эпизодов. Уже в первую неделю войны на Морской завод стали возвращаться корабли с боевыми повреждениями. Первым 27 июня 1941 года вернулся крейсер «Максим Горький». Подрыв мины оторвал его носовую оконечность по первую башню главного калибра. Разрушенный крейсер был введён в док. После осмотра было решено его восстановить, построив новую носовую оконечность, а затем пристыковать её в доке.
Пока в Ленинграде на заводе № 189 срочно изготавливали новую носовую часть, в доке произвели обрезку и зачистку рваных участков обшивки и набора корпуса, определили места пристыковки новой носовой оконечности, произвели ремонт повреждённых участков корпуса. Закончив подготовительные ремонтные работы, корабль вывели из дока, и поставили носом к стенке завода.
В ночь с 20 на 21 июля 1941 года 150-тонную носовую оконечность прибуксировали в Кронштадт и на спусковых салазках ввели в док. Затем в док вновь вошёл и сам повреждённый крейсер. После откачки воды носовой отсек подтянули, состыковали с кораблём и заклепали. Сооружённый над доком брезентовый шатёр полностью закрыл носовую часть корабля и обеспечил светомаскировку при проведении сварочных и газорезательных работ. Во время ремонта выправили кромки лопастей левого гребного винта, смонтировали размагничивающее устройство, поменяли артиллерийское вооружение.
2 августа 1941 года корабль вывели из дока для проверки механизмов и проведения ходовых испытаний. В целом, на восстановление крейсера «Максим Горький» ушло 43 дня.
Как и другие доки завода, док им. П. И. Велещинского получил во время войны серьёзные повреждения – его камеры имели выпучины и выбоины стенок, фильтровали воду, затворы и инженерные сети требовали ремонта. Док работал с большим напряжением, а ремонт его из года в год откладывался, хотя в 1949 году специальным постановлением правительства предусматривалось срочное восстановление сухих доков и слипов ВМС.
Док долгое время оставался единственным на Морском заводе, где имелось крановое оборудование. На нём установили 15-тонный кран «Сан Галли», он был смонтирован в 1950 году, и 40-тонный кран «Вашингтон».
После войны док продолжал исправно нести свою службу, принимая для ремонта самые крупные корабли и суда. В конце пятидесятых годов в нём доковался первый в мире атомный ледокол «Ленин». В 1960-е годы регулярно проходила ремонт гигантская китобаза «Юрий Долгорукий».
С 1980-х годов через док им. П. И. Велещинского прошли громадные «Орланы» – тяжёлые атомные ракетные крейсеры (ТАРКР) проекта 1144, длиной 251,1 м, шириной 28,5 м, высотой 59 м и осадкой 10,3 м.
Самый первый «Орлан» крейсер «Киров», прибыл в состав надводных ударных сил флота в декабре 1980 года, и в период с 30 мая по 13 июля того же года стоял в доке им. П. И. Велещинского.
По воспоминаниям очевидцев, его удалось с большим трудом протиснуть сквозь ворота Средней гавани в Лесную гавань Морского завода.
Постановка в док началась 29 мая и заняла около тридцати часов. Это была сложнейшая операция. За это время швартовные команды корабля проявили исключительное мужество, высокую морскую и общефизическую подготовку, а командование корабля – ювелирную работу.
Корабль удалось поставить в док, имея между килем и порогом батопорта минимальный зазор. Доковые работы и заводские испытания продолжались до 13 июля 1980 года.
В 1980-е годы док принимал второй и третий Орланы – «Фрунзе» (с 1992 года – «Адмирал Лазарев») и «Калинин» (с 1992 года – «Адмирал Нахимов»), а с конца 1990-х годов – четвёртый по счёту и единственный в строю ТАРКР «Пётр Великий», флагман ВМФ России. На сегодняшний день он считается самым мощным и защищённым надводным кораблём в мире.
В 2000-е док помещает для доковых работ такие корабли как ледокол «50 лет Победы», на сегодняшний день крупнейший в мире.
В дни своего столетнего юбилея док продолжает функционировать, принимая военные и гражданские корабли и суда. Впечатляющие размеры дока, позволяющие ремонтировать тяжёлые авианосцы, в начале 2000-х вызвали к жизни идею создания на территории Кронштадтского Морского завода центра судостроения и судоремонта крупнотоннажных кораблей.
Сейчас в планах Кронштадтского Морского завода – проведение коренной реконструкции и модернизации исторического дока. Предполагается возвести над ним крышу, превратив его в эллинг. Внутри установят козловой кран большой грузоподъёмности. Доковые службы насытят современным оборудованием, построят складские зоны, организуют выверенную логистическую систему.

Г. Надеждин

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: