Форт Риф. Неофициальное открытие

DSC_0063-1Экспериментальный башнеобразный каземат для 57-мм крепостного орудия

Военные с форта ушли. Ушли и собаки, верно охранявшие вверенную им территорию. И несмотря на то, что ворота у главного КПП как всегда на замке, попасть на форт Риф теперь может любой желающий. Территория передана городу. И пока город ищет инвесторов, готовых взвалить на себя громадную ношу по содержанию и реконструкции памятника фортификационной архитектуры начала XX века, закрытый до недавнего времени секретный объект исследуют любители истории и приключений.

Одни с металлоискателями ищут ценные с точки зрения коллекционеров предметы военного быта. Вторые скачут на мотоциклах по поросшим травой огневым батареям, давно превратившимся в живописные холмы. Третьи присматривают уютные уголки для пляжного отдыха – ведь купальный сезон уже не за горами. Но есть и те, кто готов приехать сюда издалека, чтобы послушать рассказ экскурсовода, с фонариком побродить по сырым и холодным казематам, собственными глазами увидеть оригинальный механизм по подъёму снарядов, потрогать бронированный козырёк наблюдательного пункта. Такие туристы не боятся битого стекла под ногами и свисающих с потолка кусков штукатурки. Не побоялся и корреспондент «Кронштадтского вестника».
Обычно мой проводник водит на форт Риф группы по десять человек, но в минувший понедельник сотрудник туристической компании «Райсбюро» Евгений Вавилов согласился провести индивидуальную экскурсию. Специально для читателей городской газеты. Погода стояла отличная. Полный штиль. Мы шли по песчаному берегу, приближаясь к огромным буквам, начертанным на гранитной стене: «Запретная зона». Вокруг не было ни души. Колючей проволоки при входе на территорию форта с берега тоже не было. И только белеющий среди голубого неба и голубых вод залива Толбухин маяк безответно посылал сигналы брошенному в неизвестность форту Риф.
Форт Риф находится на западной оконечности косы острова Котлин. В 1704 году на этот берег высадился шведский десант, который был отбит русскими солдатами под начальством полковника Толбухина. Позднее тут была расположена временная дерево-земляная батарея 11-ти дюймовых орудий, существовавшая до 1890 года. В 90-х годах позапрошлого века на месте батареи был создан полигон для испытания нового по тем временам материала – портланд-цемента. Из него возводили бастионы, а потом их обстреливали. Испытания длились шесть лет. Результаты таких исследований были учтены при строительстве оборонительных сооружений на всей территории России. И только в 1909-1915 годах на основе уцелевших бетонных построек был возведён новый форт – типичная для начала XX века батарея, оснащённая восемью 6-ти дюймовыми пушками системы Кане и четырьмя 10-ти дюймовыми орудиями Бринка.
Об этом успел поведать мне по дороге Евгений. А ещё признался, что любовь к фортификационным сооружениям у него с детства. Родился и вырос в Кронштадте. С отцом на катере обошёл практически все форты. На сегодняшний день не был только на «Петре I». Постепенно увлечение военной историей и архитектурой переросло в профессию.

– Если рассматривать все форты Кронштадтской крепости, то Риф – самый сохранившийся. Там даже своя подстанция ещё, думаю, в рабочем состоянии. Впервые я побывал там летом 2013 года, – говорит мой сталкер. – Это место всегда интересовало фортификационных строителей. А теперь интересно экскурсантам. Экскурсанты – не вандалы. Вандалы сами приходят. А те, кто хочет знать, в каком месте находится, приезжают с совсем другим отношением… В годы Великой Отечественной войны форт практически не был задействован. До позиций противника его снаряды не долетали. Отражал только угрозу с воздуха. В 1950-х годах на Рифе работали в основном связисты, радисты, остатки связного бронированного кабеля теперь валяются на берегу.
Евгений показывает на груду ржавого железа. Недалеко от берега на высоких сваях (наводнения здесь, похоже, были привычным явлением) стоят две вышки. Рядом, как мне пояснил мой проводник, было радиополе. А мы идём в стоящий на берегу двухэтажный дом, в котором и работал штаб связи.
Лестницы живы. А со второго этажа открывается прекрасный вид на залив, фарватер и южный берег. Вот бы где отличный отель сделать!..
Признаюсь, даже несмотря на то, что внутри зданий полная разруха и запустение: по стенам живописная «зелень», лампы дневного света вырваны с мясом, и провода, как змеи, свисают с потолка, Риф сейчас, и по моему мнению, в идеальном состоянии. В большинстве зданий в окнах пока ещё есть даже стёкла. Но это пока…
– Рифу повезло. Верю, что от разграбления его спасёт природный заказник, который является сдерживающим фактором для вандалов, – говорит Евгений Вавилов. – На машине сюда не подъедешь. На себе много не вынесешь. А мусор и граффити не так страшны для форта. Береговым фортам вообще повезло больше, чем островным. Волны постепенно делают своё дело, а поддерживать стенки гавани некому. Вот у Обручева уже осыпаются камни… Что касается будущего, для Рифа идеальный вариант – сделать здесь музей. Ну а пока поставить хотя бы 2-3 человека охраны. Но закрывать на замок не надо.
На территории форта есть своя котельная. В бывшей гарнизонной церкви (силуэт храма легко угадывается в изуродованном здании) у военных советской эпохи была электрощитовая. Входы в казематированную казарму заварены. В 1990-х её ремонтировали, сообщает Евгений, но задачу реконструкции помещений тогда никто не ставил. Со стороны залива казарма похожа на холм, поросший травой. Кое-где среди травы уже пробиваются тюльпаны.

Следующее здание – энергетический узел форта. Здесь, по словам моего сталкера, находится всё самое ценное. Смотрим – лист железа в окне приподнят. Значит, кто-то уже проложил себе лаз внутрь.
– Это вчера вечером или сегодня утром появилось. Здесь каждый день что-то меняется. Я бываю на Рифе часто и замечаю, что форт живёт своей жизнью, – Евгений говорит спокойно, а у меня мурашки по коже. Ну, думаю, настоящая Зона Стругацких… Итак, воспользовавшись уже проделанным ходом, мы лезем в темноту. Внутри какие-то электронные аппараты. То, чем они управляют, мы находим в следующей комнате. Это два огромных электродвигателя.
– Это единственное место в Кронштадте, где такие сохранились, – заявляет Евгений, и глаза его, как у мальчишки, горят радостным азартом.
Также в здании обнаружены две прожекторные шахты. Даже старинные изоляторы на месте. Есть ход в боевую часть, но заложен. И вообще много ходов, которые никуда не ведут.
Теперь идём к боевым позициям. Снаружи виден наблюдательный пункт с бронированным козырьком – такой уже практически не встретишь на других фортах. Оригинальные двери начала XX века – тоже редкость. И ещё много подобных сюрпризов ждёт тех, кто, как и мы, запасётся фонариком и посетит внутреннюю галерею – длинный, узкий и сырой коридор, расположенный под орудийными двориками. Четыре пушки наверху предполагают наличие четырёх элеваторов для подъёма снарядов. Евгений показывает мне эти чудом сохранившиеся механизмы.
– Такие элеваторы есть только здесь и на Милютине. Из четырёх собрать один действующий – не проблема. Тогда можно было бы показывать их работу туристам, даже дать им самим покрутить ручку, – мой проводник видит огромные возможности для проведения интерактивных экскурсий с элементами театрализации. Моё же внимание привлекает вереница крюков вдоль всего хода.

– Это крепления под нары, – отвечает на немой вопрос проводник. – Чтобы гарнизон форта мог, не отлучаясь с боевых позиций, отдыхать, на эти крюки вешались в два ряда железные сетки-кровати. И люди спали…
Последний объект, который показывает Евгений, – экспериментальный колодец для размещения 57-мм крепостного орудия, которое поднималось и опускалось с помощью системы рычагов, работавших под действием мускульной силы и энергии отката при выстреле. Сейчас это просторный зал с круглым отверстием в своде. Кругом мусор, а рядом, как знак, сигнализирующий, что давно бы пора тут подмести, поставленная кем-то метла… Эта Зона действительно живёт своей жизнью. И мне срочно хочется наверх.
С Евгением Вавиловым мы прошли весь южный фланг. После сдавленного тёмного и холодного пространства я вновь вижу бескрайнюю гладь залива. С высоты эскарпа отлично просматривается уходящая в воду каменная гряда. И Толбухин маяк. У подножия гранитной стенки небольшой пляж. По мелководью ходят двое с металлоискателями. На наших глазах они извлекают из воды подростковый велосипед. Абсурд. И красота. Брошенный форт, огромные буквы «Запретная зона» и детский велосипед под весенним ласковым солнцем. Хочется, чтобы судьба была также ласкова к этому памятнику, как ласково солнце к листочкам, сейчас распускающимся на заросших бастионах Рифа.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора

DSC_0040-1Энергетический узел фортаDSC_0013-1

 

Написать комментарий:


комментария 2

Автор: Татьяна Сергеевна | 24.09.2014 в 10:45

Месяц назад для меня и моей дочери Евгений провел экскурсию по форту — мой отец в начале ВОВ командовал артдивизионом на форту (13 ОАД)! Впечатление потрясающее! Представляю, как было бы здорово хоть немного восстановить облик форта! Но и то, что мы видели останется в памяти и истории нашей семьи. Спасибо!

Автор: Владимр | 29.01.2016 в 17:23

30 лет назад служил Спец прц Риф. Лазил по этим катакомбам За 30 лет ничего не изменилось. Очень интересное место.

 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: