В мастерской художника

Четвертый образ Христа Юрия Ступицы

Уже несколько лет кронштадтский живописец Юрий Ступица работает исключительно над иконописными образами для православных храмов. Сейчас в его мастерской на улице Зосимова стоит недавно законченное распятие — изображение Иисуса Христа на кресте. Эту Голгофу художник сделал для церкви святого Николы Угодника в поселке Озерки. Это четвертый образ Христа, написанный Юрием Ступицей.

Как говорит сам художник, главная задача его была передать покой на лице Распятого Спасителя. Чтобы найти нужное выражение, мастер просмотрел не один десяток репродукций, изучал каноны в изображении этого евангельского сюжета, постарался максимально уйти от натурализма в изображении страданий Сына Божиего, чтобы привлечь внимание молящихся не к ранам на его смертном теле, а к лику — зеркалу бессмертной души.
Это уже четвертый образ Иисуса Христа, написанный Юрием Ступицей. Первая икона «Моление о чаше» несколько лет назад заняла горнее место в алтаре Храма Владимирской иконы Божией Матери. Второй образ Господа, написанный этой же рукой, украшает иконостас Владимирского собора. Третий был создан в начале 2012 года — он был помещен под куполом нового петербургского храма Покрова Божией Матери на проспекте Косыгина. И вот на прошлой неделе Юрий Ступица закончил свой четвертый образ Христа — Распятого. С каждой новой работой, уверен художник, идет процесс познания, постижения, проникновения. Какой Он, Спаситель, для Юрия Ступицы? Смиренный, спокойный и милостивый.
После Христа художник возьмется вновь за образ Иоанна Кронштадтского. Сразу две иконы заказали Юрию Ступице: для одного из возрождающихся храмов в Суре — родине всероссийского пастыря, и для Владимирского собора в Кронштадте. Также мастер хочет дополнить серию уже созданных портретов кронштадтского молитвенника — написать его вместе с сестрами. А потом, если Бог даст сил, создать новую галерею работ, изображающих батюшку Иоанна в юности, в молодости, в расцвете сил…
— Икону создавать сложнее, чем произведение светского искусства, — говорит Ступица. — Выстроенность композиции, наличие определенного ритмического рисунка, цветовая палитра — о законах изобразительного искусства — художник должен помнить всегда, но главенствует при этом — духовное содержание. Тяжко это — писать иконы. В них непременно должно присутствовать таинство. Они должны пробуждать и страх Божий, и Любовь. Но мне это интересно, как раз потому что сложно.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора и Дмитрия ТИТОВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: