Гу-у-у-у-у-док Морского завода
Будни острова Котлин наполнены четырёхкратным бархатным звуком гудка Морского завода. В наши дни мира и благополучия он возвещает о регулярном течении жизни на острове четыре раза в день: в 8.00, 12.00, 13.00 и в 17.00. Гудок для многих служит ориентиром с детства и сопутствует течению жизни в окружающем нас пространстве, как и все остальные кронштадтские звуки. Доносящийся с закрытой территории Морского завода, он становится ежедневной собственностью каждого, кто его слышит. Увидеть его, и показать вам, удалось мне и русской художнице из Франции Елизавете Коноваловой.
В июле Елизавета жила в кронштадской резиденции для художников Государственного центра современного искусства и работала над проектом, который и был посвящён «нашему» гудку.
– Сегодня гудок уже не неcёт прежней функции – нет рабочих без часов, нет города, который жил бы по одному расписанию, – сообщила художница. – Тем не менее, мне рассказывали, что возрождение этого звука подействовало на население очень позитивно, как какое-то пробуждение, как знак жизни. Меня очень воодушевило это открытие. Суровый судоремонтный завод в моём представлении вдруг стал очагом очень поэтичного жеста.
В течение двух рабочих недель Елизавета выходила на балкон второго этажа резиденции по заводскому расписанию, выносила трубу и «отвечала» гудку, как эхо — старалась попасть в тон и держала ноту, на сколько хватало воздуха.
Благодаря отзвычивости директора Морского завода ей удалось познакомиться с гудком поближе, а также с людьми, которые для нас с вами «гудят» каждый будний день. Миссия Николая Яковлевича и Бориса Васильевича потрясает своей значительностью. Открытие запирающего клапана происходит точно по времени – ориентируясь на шестой сигнал радио «Маяк» — вручную. Да, это очень важно знать, что гудок работает не автоматически. Он — живой!
Михаил КРЕСТ ,
кронштадский народный художник
Фото автора