Сохраним или потеряем?
Вопрос по разборке уникальной чугунной мостовой на Якорной площади решается ремонтными организациями по согласованию с КГИОП и комитетом по благоустройству Петербурга.
Мостовая должна быть разобрана до 7 апреля. Её фрагменты на время передадут на ответственное хранение в ГУДСП «Курортное» или другую уполномоченную организацию. До 15 апреля проезжую часть улицы на Якорной площади (вдоль Стены Славы) заасфальтируют по временной схеме. О сроках окончания ремонтных работ будет сообщено дополнительно.
Улицы Кронштадта были покрыты булыжными мостовыми (из сохранившихся — мостовая Лазаревского переулка), но болотистая почва не позволяла держать их в должном порядке. Периодически приходилось выкапывать булыжники, подсыпать грунт и снова укладывать камень.
Будучи в Америке, управляющий Кронштадтским пароходным заводом генерал В. П. Лебедев обратил внимание на мостовые, устроенные в Нью-Йорке и Бостоне по идее инженера Кнаппа. Они имели оригинальные покрытия из чугунных деталей в виде шашек. Несколько таких шашек Лебедев привёз в Кронштадт. В литейной мастерской Пароходного завода по их образцу были отлиты новые чугунные шашки, которыми выстлали небольшую площадку на заводском дворе. Несколько позже было решено сделать опытную чугунную мостовую длиною 160 метров у Пенькового моста. Летом 1860 года на этом участке улицы сняли булыжники, основание дороги тщательно укатали и засыпали щебнем. Затем уложили чугунные шашки, соединяющиеся между собой специальными шипами. После того, как отверстия в шашках были засыпаны щебнем, полотно металлической мостовой крепко утромбовали. Через год работы восстановились, и чугунная мостовая протянулась на три километра, соединяя надёжной и удобной, в отличие от прежней, дорогой территории Пароходного завода и Петровского адмиралтейства. И служила эта дорога безо всякого ремонта целых 80 лет.
В сентябре 1941 года из чугунных шашек этой дороги отлили 70 тысяч корпусов мин. Так почти исчезла наша прекрасная мостовая. Кусочек её чудом сохранился у Пенькового моста да вдоль ограды Петровского адмиралтейства на Якорной площади. Это экспонат, но, в отличие от музейного, по нему можно ходить и ездить. Чугунная мостовая представляет собой уникальный образец дорожного строительства 19-го века. И, думаю, она лучше, чем асфальт, который без конца портится и под которым земля не может дышать. Чугунная мостовая, прозванная в народе «кружевной», — и прочная, и надёжная, и красивая. Да, дорогая. Но зато — качественная.
Года три назад у Пенькового моста проводились земляные работы. Чугунную мостовую экскаватором перекопали, перемешали с землёй и закатали в асфальт. С кронштадтским экспонатом обошлись по-варварски. Единственная чугунная мостовая на всю Россию исчезает у всех на глазах. Сейчас — новая напасть. СМИ сообщили, что кусок чугунной мостовой на Якорной будет реставрироваться. Но так как это будет происходить долго, после снятия шашек дорогу временно заасфальтируют. Кронштадтцы знают, что не бывает ничего более постоянного, чем временное. Поэтому они интересуются: кто конкретно отвечает за сохранность памятника, где гарантия, что выделенные на реставрацию деньги не исчезнут, кто проводит работы и когда дата их окончания, кто будет контролировать процесс и, наконец, отливать новые шашки будут по привезённым из Америки образцам или по послевоенным?
Д. ГЕРМАН
1 комментарий
У нас в городе все что связано с ремонтом и строительством за бюджетные деньги это просто катастрофа. Все эти приезжие фирмы и компании думают только о деньгах. им наплювать на историю,на красоту и вообще на наш город. А администрация не чего не видит и не знает.Якорная площадь после новой так сказать реконструкции развалится быстрей чем чугунная мостьовая переложенная к 300 летнему юбилею.А тем грунтом который вывозили с улиц при замене труб можно было отсыпать цитадельское шоссе.И у нас было бы две дороги,а не пустырьна болоте возле братской могилы.У нас небыло бы свалки грунта между Ф.Шанс иФ.Риф в районе стрельбища првезенного с Морскова собора.Дайте работу Кронштадцам тем у кого болит за любимый город душа. И он станит еще чище и кросивей,уютней и практичней.