«Аврора» уходит в Петербург
Эти трубы знакомы каждому петербуржцу. За два года, что крейсер 1 ранга «Аврора» проходил ремонт на Кронштадтском Морском заводе, они стали привычными и многим кронштадтцам. Завтра, 15 июля, легендарные трубы покинут Кронштадт.
Торжественные проводы
В пятницу, 15 июля, в 15.00, на территории Кронштадтского Морского завода начнётся торжественное мероприятие по случаю окончания двухлетнего ремонта исторического корабля, на который ушло 850 млн. рублей. Генеральный директор Кронштадтского Морского завода Анатолий Белоев представит итог проделанной судоремонтным предприятием работы – в присутствии губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, руководителей ВМФ, представителей ЗВО и ЛенВМБ, Объединённой Судостроительной корпорации, районной администрации Кронштадта, местных и федеральных СМИ, сотрудников завода и общественности города на острове Котлин.
Будут звучать поздравительные речи, будут награждены особо отличившиеся сотрудники судоремонтного предприятия. Начало непосредственной отшвартовки крейсера от причальной стенки завода намечено на 22.00. После чего при помощи четырёх буксиров «Аврора» совершит ночной переход в Санкт-Петербург и появится на своём привычном месте – на Петровской набережной напротив Нахимовского военно-морского училища – в районе 5.00 утра в субботу, 16 июля.
«КВ» следил за ходом ремонта этого исторического корабля с момента его прихода на Морской завод 21 сентября 2014 года. Оглядываясь назад, ещё раз напомним нашим читателям, что же было сделано за эти два года.
Задействованы
все заводские цеха
Первый этап ремонта длился с 21 сентября по 26 ноября 2014 года. Корабль стоял в доке имени Велещинского. Прошёл ультразвуковое обследование корпуса, которое обнаружило одну-единственную трещину, на два метра выше ватерлинии. Трещину устранили. Корпус покрасили. По завершении докования крейсер был переведён к южной стенке завода. Начался второй этап – внутренние работы.
Были заменены все системы корабля: система пресной бытовой воды, сточно-фановая система (это 592 метра новых труб), водоотливная, осушительная, система отопления (на корабле 5 км труб, обогревающих отсеки и залы). Качественно новой оказалась установленная современная противопожарная система тонкораспылённой воды – сегодня она устанавливается на всех строящихся кораблях, но исторический крейсер «Аврора» стал первым уже сданным объектом с такой системой на борту. Помимо перечисленных, на корабле были налажены новая система сигнализации (более тонко реагирует на дым и повышение температуры) и современная система мониторинга (на «Авроре» установлено около 30 видеокамер – в наиболее опасных местах корабля, в залах и на верхней палубе). Заменены все светильники и лампы на борту, все розетки, все насосы и клапаны, отремонтированы два дизель-генератора, установлены два котлоагрегата и 12 кондиционеров для обеспечения бытовых нужд команды.
– Сложность этого ремонта – его масштабность. Все цеха завода и несколько привлечённых контрагентов трудились на «Авроре». Объём работ был колоссальный. Люди устали, но работали на совесть, чтобы сдать объект в срок, – говорит Владимир Дроздов, заместитель главного строителя Кронштадтского Морского завода, ответственный за ремонт крейсера «Аврора».
По предварительной информации, крейсер войдёт в Неву ранним утром 16 июля. С 4.00 до 4.30 «Аврору» проведут под разведёнными мостами: Благовещенским, Дворцовым и Троицким. К пяти утра она будет на месте. Однако этим планам может помешать непредсказуемая погода. Скорость проведения операции зависит от уровня воды в Неве.
Крейсер в доке имени Велещинского за время ремонта стоял два раза
Орудия к бою! Шлюпки на воду!
Важная новость – на отремонтированной «Авроре» все орудия в рабочем состоянии. Рабочие Кронштадтского Морского завода постарались на славу: восстановлен не только внешний вид всех орудий (все латунные и медные части блестят на своих местах). Отныне все механизмы отремонтированы и смазаны, стволы пушек поднимаются, затворы открываются и закрываются. До ремонта они были застопорены. Однако необходимо помнить, что вооружение крейсера не боеспособно – это муляж.
Помимо вооружения, силами КМОЛЗ было установлено новое леерное ограждение, заменён весь такелаж мачт, сделан ватервейс (деревянный бордюр по краю верхней палубы), изготовлен парадный забортный трап и простой трап-мост для посетителей, а также новые ворота, открывающие вход в музей.
Ремонт двух паровых катеров, имеющихся на борту «Авроры», был также сделан в Кронштадте, а вот шестёркой деревянных шлюпок занимался контрагент – верфь исторического судостроения «Полтава».
Тик привезли
из Бирмы
Помимо шлюпок, «Полтава» полностью восстановила знаменитую тиковую палубу крейсера. Опытные мастера и плотники, специализирующиеся на строительстве и ремонте деревянных судов, вырубили старые сгнившие доски – из 2100 кв. метров пришлось заменить 96 кв. метров тика. Новый брус ждали полгода. Из-за того, что в России нужного размера доски найти оказалось невозможно, пришлось заказать дерево в Бирме. В итоге воссозданную палубу привели в первозданный вид, швы заделали, поверхность отциклевали, покрыли лаком. Ни дождь, ни вода Финского залива ей теперь не страшны.
Пушки восстанавливали морзаводовцы.
Все орудия в рабочем состоянии.
Только не стреляют
Покрашена внутри
и снаружи
Второй раз в доке «Аврора» оказалась весной 2016-го. Это уже был завершающий этап – ещё одна, финальная, покраска корпуса. Внешними корпусными работами занимались рабочие КМОЛЗ. Надводную и подводную часть, трубы, надстройку, пушки покрасили в шесть слоёв. В соответствии с историческим расположением цветов. На эту свою работу завод даёт десятилетнюю гарантию.
Ремонтом, отделкой и покраской внутренних помещений рабочие завода занимались вместе с сотрудниками ООО «Кросс» (фирма, с которой Кронштадтский Морской завод сотрудничает не первый раз: до «Авроры» вместе ремонтировали ледокол «Красин», теперь вместе будут работать на ледоколе «Москва»).
– Общими усилиями покрашено 6000 кв. метров внутренних помещений, на отделку которых ушло примерно 1,5 тысячи тонн краски, – рассказал начальник участка ООО «Кросс» Александр Георгица. – Положен новый линолеум и ковролин. Рисунок ковролина прежний – исторический – восстановленный по чертежам.
ООО «Кросс» выполнило также интерьерные работы в каюте флагмана, малой кают-компании, салоне командира корабля. Была отреставрирована обшивка из шпона и красного дерева. Отечественные материалы везли со всех концов страны.
Больше всего сложностей вызвал ремонт пяти больших магнитных компасов, расположенных на разных палубах корабля. Красивые, в корпусе красного дерева, теперь они будут радовать посетителей.
Надводную часть
покрасили
в шесть слоёв
В музей пришли новые технологии
Не стоит забывать, что крейсер «Аврора» – не только корабль, но ещё и музей. Филиал Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга. После ремонта экспозиция музея изменилась до неузнаваемости. Новый дизайн-проект музейной части корабля разрабатывался и воплощался специалистами ООО «Раритет-Лидер». Согласно одобренной концепции, было увеличено количество открытых для публики залов, экспозиция которых теперь будет рассказывать не только об истории «Авроры», но и о военно-морском флоте в целом. Упор был сделан на внедрение новых технологий – теперь на борту крейсера, построенного в 1903-м году, появились проекторы и экраны с мультимедийной системой, которая работает по принципу планшета. Лёгким касанием руки посетитель в поисках интересующей его информации сможет листать виртуальную энциклопедию по истории «Авроры».
Без винта.
Но только вперёд!
Нетронутым в ходе ремонта остался лишь котёл и историческая паровая машина в машинном отделении. Восстанавливать её ещё два года назад при разработке проекта ремонтных работ признали нецелесообразным. Так что своим ходом «Аврора», похоже, уже никогда не пойдёт. Потому что без винта.
В Петербург крейсер будут везти буксиры. Но освещение и электричество на борту при этом у крейсера будет. Своё. Системы восстановлены, налажены и успешно прошли испытания на заводе. Так что при нештатном отключении энергии, питающей корабль, стоящий у набережной, теперь крейсер «Аврора» может включить свои дизеля и быть автономным.
– Опыт, полученный при работе над крейсером, даёт нам возможность брать новые подобные заказы такого же объёма. Мы потренировались и готовы к дальнейшей работе. Нас ждёт океанографическое судно «Ромуальд Муклевич» и ледокол «Москва», – говорит Владимир Дроздов, заместитель главного строителя Кронштадтского Морского завода. – Что касается «Авроры», то участие в ремонте такого корабля – это большая честь. И для завода, и для каждого из нас лично. Это легендарный крейсер, это исторический корабль. Он производит впечатление. Смотришь на него и понимаешь мощь России. Это корабль, который сделан на века. Хотелось бы, чтобы все новые корабли делались с таким вот отношением, какое к флоту раньше было.
Итак, корабль готов к переходу на место своей привычной стоянки у Петровской набережной. Экипаж также в полной готовности. Под командованием командира крейсера-музея – капитана 3 ранга Артёма Знаменщикова – сегодня на «Авроре» несут службу 5 офицеров, 3 мичмана и 14 матросов. Пожелаем им семь футов под килем!
«КВ» обязательно проследит за возвращением крейсера № 1 – самую оперативную информацию ищите на нашей официальной странице в социальной сети: vk.com/kronvestnik.
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора
Написать комментарий: