Форты Кронштадта – быть или не быть?

Проблемы сохранения памятников фортификации на острове Котлин

fKkZ_mnftPoФорт Милютин. Фото Олега Зырянова

Круглый стол на эту тему прошёл в Музее истории Кронштадта 2 июня. Открыл его директор музея Евгений Гришко.
Для начала гостям показали выставку «Ногою твёрдой стать при море». Экскурсоводом был специалист музея Евгений Вавилов. Среди интересных экспонатов полуразрушенная мина образца 1912 года. Такая мина могла стать причиной взрыва, который разрушил форт «Император Павел I». Невольными виновниками взрыва стали моряки линкора «Парижская коммуна», которые жарким июльским днём 1923 года отправились купаться на форт и нашли там грелки времён Первой мировой войны. Брошенная спичка и человеческое любопытство погубили форт. На стене – изображение проекта этого сооружения. Рядом фото – тоже «Павел I», вернее, то, что от него осталось.
Судьба его, как и большинства кронштадтских фортов – печальна. После ухода военных они стремительно разрушаются. Поэт сказал: «Живите в доме, и не рухнет дом». На встрече речь шла о том, что только обретя хозяев, форты могут уцелеть. Туда должны прийти люди, но не дикие туристы, а умные, знающие и ответственные собственники.
По словам Евгения Вавилова, форты потеряли своё прямое назначение ещё в 1950-х годах. Сегодня главная проблема – поиски заинтересованных пользователей. Большинство фортов – это сложные гидротехнические объекты, извлечь из них практическую пользу собственнику сложно, а затраты на реконструкцию огромные. К тому же большинство из них находятся далеко от берега. И ещё – общественность плохо информирована о том, что представляют собой форты. И это тоже проблема, потому что собственники не видят целевую аудиторию, которая могла бы посещать эти фортификационные сооружения.
Нужна популяризация фортов.
В наши дни там чаще всего бывают индивидуальные туристы, реконструкторы, краеведы, любители активного отдыха на природе. А также творческие люди – фотографы, художники, кинематографисты. Но их немного. Массового спроса на экскурсии по фортам Кронштадтской крепости нет. Да и показывать, собственно, пока нечего. Состояние сооружений плачевное, на большинстве похозяйничали мародёры.
Что же можно сделать? Сейчас в Кронштадте нет музейной экспозиции по объектам фортификации, а она нужна. С этим может помочь Музей истории Кронштадта или же Центральный Военно-Морской музей.
На сегодняшний день девять фортов переданы в оперативное управление Агентству по использованию памятников истории и культуры. В связке с КГИОП проводится осмотр объектов, прошлой осенью шесть фортов были очищены от растительности, и этот процесс будет продолжаться. Последним был передан Агентству 6-й Северный форт. Это самый сохранившийся объект, на котором есть уникальные элементы, например, ограждения, выполненные из артиллеристских стволов. Пока лишь один форт обрёл настоящих хозяев. Евгений Вавилов поблагодарил ЗАО «Третий парк» за усилия по содержанию форта Константин и за популяризацию фортов Кронштадта.
Александр Еськов, районный методист по краеведению и музееведению, присоединился к добрым словам в адрес «Третьего парка», добавив, что там пока не хватает грамотной реставрации и музеефикации хотя бы одной из батарей, чтобы гости могли не только развлечься, но и познакомиться с историей одного из интереснейших фортов Кронштадтской крепости.   Александр Иванович отметил, что разочарован в деятельности организаций, которые призваны охранять и возрождать памятники, поэтому намерен действовать от себя лично. Александр Еськов призвал начать с восстановления первого форта Кронштадта – Кроншлота. По его мнению, там должен быть открыт Музей истории Кронштадтской крепости. К тому же это единственный форт, который вёл боевые действия, отражал атаки вражеских кораблей в 1704 – 1705 годах. По его мнению, именно форт Кроншлот должен быть восстановлен в первую очередь. Краевед сообщил, что готовит обращение к супруге премьера Светлане Медведевой.
Александр Еськов говорил и о других фортификационных объектах, находящихся в Кронштадте, например, Цитадельские и Петербургские ворота. Директор Музея истории Евгений Гришко призвал собравшихся не разбрасываться: дел в Кронштадте по восстановлению памятников немерено. Нужно отбросить романтизм и сосредоточиться на том, что можно сделать для фортов.
Серьёзность проблемы сохранения фортов обозначил в своём выступлении Леонид Амирханов, генеральный директор издательства «Остров». Он предупредил, что процесс коррозии  бетона  может привести к тому, что через 20 лет от фортов останется одна пыль! На фото, которые он продемонстрировал собравшимся, видно, как вымывается цемент и остаётся только песок. Пример тому – форт 1-й Северный. Удручающий вид его бетонных сооружений хорошо виден на фотографиях. Этим фортом можно заняться раньше других, потому что он наиболее доступен.
Хорошо, что на форту «Пётр I» пока ещё находятся военные, поэтому есть шанс уберечь его от мародёров.
Леонид Ильясович рассказал, что когда стали углублять фарватер, то на форту «Александр» поставили маячки. Они показали движение самого форта! Сейчас, по словам Леонида Амирханова, выделены деньги на его реконструкцию. Идёт обследование фундамента. Будет устранена нарушенная гидроизоляция верхнего яруса форта.
– Что касается «Красной горки» и «Серой лошади» – не хотелось бы, чтобы их упустили из виду, – добавил Амирханов. – На «Красной горке» работает компания, которая сохраняет музей. На «Серой лошади» тоже есть хозяин, которому удалось договориться с Министерством обороны, и планы у него радужные: это и экспозиция по войне 1812 года, и по Первой мировой войне. На форте Тотлебен хозяин уже два года не появлялся, и всё замерло. Меж тем там много чего сохранилось. Администрацию Сестрорецка форт не интересует, хотя он находится всего в 4 км. от города.
Непонятна ситуация с фортом Риф. Там уже снято всё железо. Неизвестно, кому он принадлежит, хотя было предложение отдать его Западному Котлину, где территория охраняется. Но, как сказал Леонид Амирханов, в Агентстве ему ответили: нам есть, кому отдать форт Риф.
Упомянули во время Круглого стола и мортирные батареи, о которых мы рассказывали на страницах «Кронштадтского вестника». Их судьбой озабочены энтузиасты из Петербурга. Они не только изучают их историю, но и проводят там субботники, расчищая территорию, а также за свой счёт организовали охрану, чтобы не дать мародёрам вывезти «железо», которое там ещё осталось.
Единственным позитивным примером освоения и содержания фортов по-прежнему остаётся «Константин», которым занимается ЗАО «Третий парк». Руководитель отдела рекламы и информации этой компании – Денис Данилов – тоже присутствовал на встрече. Он пояснил, что музей непременно будет, это уже согласовано с руководством парка. По его словам, сложно согласовать создание музея с ФГБУ АУИПИК и КГИОП:
Мы хотели делать его своими силами, но нам не разрешают. Согласования затягиваются. У нас уже есть интересные экспонаты, например, отличный макет форта. Он большой, поэтому хранится в разобранном виде. А мы теряем время, – Денис Данилов рассказал, что компания много делает для рекламы кронштадтских фортов. – Везде, куда мы приезжаем, мы о них рассказываем и показываем, в том числе и за рубежом: в Германии, Эстонии, Финляндии. Есть реклама в автобусах, на телевидении и на радио. Проблема в том, что туристический сезон у нас очень короткий: 3 – 4 месяца в году.
Поэтому проект не рентабелен, и вряд ли такие проекты вообще будут рентабельны – так думают многие. Александр Еськов призвал учиться музеефикации таких объектов у финнов. Собравшиеся только вздохнули: где финны и где мы?

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: