Легендарный линкор

75-летию со дня взрыва на линкоре «Марат» посвящается

pyfxjr-263В советское время его изображали на почтовых марках и плакатах. Ему посвящали статьи в журналах и газетах. Даже дядя Стёпа, герой детского стихотворения Сергея Михалкова, имел к нему отношение. Всё это флагман Краснознамённого Балтийского флота – линкор «Марат», линейный корабль, способный поражать вражеские цели противника мощными артиллерийскими орудиями. Защитник обороны Ленинграда линкор «Марат» являлся главным ударным ядром Балтийского флота, его военно-морским символом.

История
славного пути

В 1911 году военный корабль был спущен на воду. Первоначально боевое судно имело название «Петропавловск», а с 31 марта 1921 года линейный корабль получил другое название – в честь французского революционера Жана-Поля Марата – линкор «Марат». Личный состав насчитывал чуть более 1200 человек. Это был грандиозный проект морского боевого судостроения того времени.
В первом учебном походе, в июне 1925 года, линкор «Марат» посетил народный комиссар по военным и морским делам Михаил Васильевич Фрунзе. В период с 1925 по 1939 год боевой линейный корабль совершил морские походы в Финляндию, Великобританию, Норвегию, Швецию и другие страны Скандинавского полуострова. Во время советско-финской войны славный флагман Балтийского флота вёл активный огонь по тяжёлым береговым укреплениям противника вблизи Выборга.

Участник обороны Ленинграда

В 1941 году германские войска вплотную подошли к Ленинграду. Группа армии «Север» имела задачу уничтожить Кронштадт и тем самым лишить советский флот его опорных баз. Только на Балтику для этой цели немецкое командование направило более сотни кораблей различного класса. Ленинград оказался в блокаде, точно так же, как и его морская крепость Кронштадт. Бомбёжки продолжались и днём, и ночью. По Кронштадту била вражеская тяжёлая артиллерия. Важная стратегическая задача врага заключалась в молниеносном захвате Северной столицы Советского Союза и прилегающих к ней акваторий Балтийского моря. Но на пути стоял Кронштадт, с его боевыми кораблями, среди них был и линкор «Марат», который вёл непрерывный артиллерийский и зенитный обстрел приближающегося противника.

Гибель линкора «Марат»

Для бомбардировки Кронштадта и уничтожения линкора «Марат» в Германии были подготовлены и перевезены на восточный фронт однотонные бомбы. Однако управлять таким смертельным грузом в люфтваффе могли только два лётчика. Один из них, Ганс-Ульрих Рудель и получил задание совершить налёт на советский линкор «Марат»  и уничтожить боевое судно с воздуха. С заданием немецкий пилот справился весьма успешно. В своих послевоенных воспоминаниях немецкий лётчик писал, что он был вынужден дважды атаковать советское боевое судно.
16 сентября была сброшена пятисоткилограммовая авиабомба, которая угодила в палубу корабля. Однако эта бомбардировка не принесла желаемого результата. Линейный корабль получил незначительные повреждения. В тот раз сумел выстоять линкор «Марат». Экипаж продолжал сражаться.

Новая атака немецкого аса

Следующий авиационный налёт был запланирован на 23 сентября 1941 года. В этот день пикирующий бомбардировщик Ю-87 под пилотированием того же аса «Люфтваффе» Ганса-Ульриха Руделя сбросил авиационную бомбу со специальным взрывателем замедленного действия, масса которого составляла уже тысячу килограммов  Взрыв был неимоверной силы. Свидетели рассказывают, что крышка первой башни артиллерийского орудия, имеющая вес около сорока семи тонн, улетела в залив на такое расстояние, что обнаружить её смогли только спустя 25 лет.
В тот день, когда на линкор «Марат» была сброшена однотонная бомба, на корабле погибли более трёхсот матросов и офицеров. Среди них были и командир корабля капитан 2-го ранга П. К. Иванов, и его старший помощник капитан 2-го ранга В. С. Чуфисов.
Весь погибший экипаж славного линкора «Марат» был захоронен в братской могиле на Кронштадтском кладбище.

Мы из Кронштадта

Но линкор «Марат» не сдался, остался в строю и продолжал воевать. В этом ему помогли рабочие Кронштадтского ремонтного завода. Была частично восстановлена боевая способность корабля. Всего меньше месяца потребовалось, чтобы восстановить артиллерийские башни.
Командиром корабля был назначен капитан 3-го ранга Л. Е. Родичев.
Трудно представить сегодня эту картину, когда боевой корабль носовой частью сидит на грунте, а девять двенадцатидюймовых орудий отражают атаки противника. «За себя и за товарища, который погиб», – так говорили оставшиеся в живых матросы линкора.
Корабль продержался до самого конца блокады Ленинграда, ежедневно напоминая о себе орудийными выстрелами в сторону немецких войск.

Интересные факты

В 1943 году морскому защитнику города на Неве было возвращено прежнее название. Он вновь назывался линкор «Петропавловск». Лишь в 1950 году, учитывая боевые ранения, гордость Балтийского флота перевели в разряд несамоходного артиллерийского учебного судна, навсегда пришвартовав его к кронштадтскому берегу. Теперь его новое имя – «Волхов».
С прославленным линкором связано множество интересных исторических фактов и событий.
Всем известный пионер-герой Марат Казей был назван в честь боевого линейного корабля – отец его, Иван Казей, проходил морскую службу на линкоре «Марат».
Островное государство – республика Палау, находящаяся в Филиппинском море Тихого океана, выпустила памятную золотую монету с изображением линкора «Марат» номиналом десять долларов. Помимо этого, была отчеканена серебряная монета с изображением линкора достоинством пятьсот долларов и общим тиражом  77 штук.
Сергей Михалков в одном из своих стихотворений для детей о дяде Стёпе также упоминает о боевых подвигах прославленного линкора.
На станции метро «Площадь революции» установлена скульптура с изображением матроса-сигнальщика с линкора «Марат». Автором монументальной композиции является известный мастер Матвей Манизер.
Для коллекционеров и просто любителей фалеристики были выпущены целые серии значков, посвящённых героическим событиям, связанным с линкором «Марат».
В Кронштадте находится братская могила. Именно здесь захоронен экипаж линкора. Список личного состава, погибшего при обороне Ленинграда, в количестве 324 человек, высечен на гранитном камне.
Художник И. И. Бродский написал картину «Клим Ворошилов на линкоре «Марат».
Москва, Речной вокзал. На одном из фасадов здания есть каменная мозаика, посвящённая героическому подвигу линкора «Марат».
В 2009 году вышла в свет книга воспоминаний «Не как все», автором которой является ветеран-блокадник, участник боевых событий, старший матрос линкора «Марат» Михаил Андреевич Морозов.

Послесловие

Линкор «Марат» разобрали на металлические конструкции в 1953 году. В те годы героическому прошлому того или иного корабля особого значения не придавали.
Каждый год на могилу погибших товарищей в Кронштадт съезжаются ветераны, бывшие моряки героического линкора «Марат». С каждым годом их становится всё меньше.

Игорь Павлов

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: