Кронштадтская Водолазная школа в 1896-1906 годах. Работы Водолазной партии

Офицеры и нижние чины Водолазной партии на учебном судне «Опричник» с вещами, поднятыми с броненосца «Гангут». Офицеры Водолазной партии (слева направо): младший врач С. И. Родионов, лейтенант М. К. фон Шульц, мичман А. А. Шефнер, младший врач К. Н. Зиновьев, лейтенант В. К. Небольсин,
младшие инженеры-механики В. Л. Михайлов и П. П. Карнеев

Мы продолжаем рассказ о деятельности Кронштадтской Водолазной школы и о тех людях, которые внесли существенный вклад в становление и развитие водолазного дела на Российском флоте. Речь вновь пойдёт о 1896-1906 годах, когда Водолазной школой командовал А. А. Кононов. Сегодня мы заканчиваем рассказ о работе Водолазной партии.

Работы
Водолазной партии
в 1896-1906 годах

Безусловно, самыми значимыми и с точки зрения общественного резонанса, и с точки зрения тренировки практических навыков водолазных специалистов Кронштадтской Водолазной школы (КВШ) стали работы на затонувшем летом 1897-го года у пролива Бъеркезунд броненосце «Гангут». О них мы уже рассказывали. На несколько лет затонувший броненосец стал, по сути, учебным полигоном для водолазов КВШ.
Между тем повседневная жизнь и деятельность Водолазной партии была исключительно насыщена разнообразными учебными и практическими занятиями. К ним добавлялись испытания нового водолазного оборудования: телефонов, подводных фотоаппаратов, систем освещения, элементов водолазного снаряжения, а также работы, выполняемые водолазами по просьбе командиров судов и учебных отрядов, базирующихся летом в окрестностях Бъёркэ. В основном это были работы, связанные с отысканием утопленных вещей, заменой винтов, спусками лайб (местное название деревянных парусных судов). Так, одной из задач, поставленных перед Водолазной партией в кампанию 1898-го года, были поиски утерянного якоря с крейсера «Вестник». Задача осложнялась тем, что точное место потери якоря не было известно. В ходе поисков «…были найдены 3 больших якоря, 1 кошка и 1 брандспойт, утопленный ещё в 1894 году с блокшива «Гиляк»», был, конечно, найден и якорь с крейсера «Вестник». Действительно, чего только не приходилось отыскивать водолазам на рейде Бъёркэ по просьбам «соседей»! Самые разнообразные вещи — от якорей до койки. Например, только за летнюю кампанию 1906-го года были найдены и подняты мина, шлюпка, сервиз, бинокль… А в 1901-м году водолазами партии был найден и поднят утонувший матрос с учебного судна «Стрелок».
Не обходилось и без более серьёзных работ: 25-го июля 1899-го года, в 11 часов ночи на Бъёркском рейде минным крейсером «Лейтенант Ильин» была пробита и затоплена лайба «Мария». «Водолазная партия проработала всю ночь и к утру отбуксировала лайбу в залив на мелкое место…».

Тогда же во время летней кампании 1899-го года Водолазной партией были проведены успешные испытания железоискателя, сконструированного преподавателем КВШ лейтенантом М. К. фон Шульцем. И в этом же учебном году Водолазной партией был получен первый специальный бот нового типа, спроектированный А. А. Кононовым. Бот имел два трапа и рубку – «целое судно по сравнению с прежними первобытными ботами, с каюткой, в которую надо было влезать ползком и сидеть, согнувшись в дугу, без света и воздуха».
3-го июля 1900-го года у Кирко-Койвисто (территория современного Приморска) затонула, ударившись о камни, миноноска № 77, принадлежащая самой Водолазной партии. «Через два дня усиленной работы, днём и ночью, под миноноску были подведены пластыри, выкачена вода, и миноноска на буксире отправлена в Кронштадт для исправления».
В начале 1900-х годов программа практических занятий Водолазной партии заметно усложнилась. В 1902-м году в практические экзамены была включена проверка навыков ведения подводных взрывных работ. При сдаче экзамена слушатели-водолазы «отыскали и осмотрели судовой якорь, отыскали болванку мины и завязали за неё конец, рубили и пилили под водой дерево и железо, сколотили ящик, обшивали медью подводную часть судна, копали лопатой грунт и накладывали его в ящик. Прошурфовали камень и в три сделанные в нём шурфа вложили динамитные патроны, которые и были затем единовременно взорваны… Вечером, при электрическом освещении фонарями разных систем, были осмотрены винт и руль крейсера 2-го ранга «Азия»».
В кампанию 1903-го года особое внимание было обращено на количество «офицерских спусков». Их «…было сделано значительно больше, чем когда либо… Шло прямое соревнование и на число спусков, и на продолжительность пребывания под водой, на достигнутую глубину и серьёзность и на количество подводных работ». При этом с 15-го по 20-е июля Водолазная партия вновь вела работы на «Гангуте».

Работа КВШ в период
русско-японской войны
1904-1905 годов

С началом русско-японской войны 1904-1905 годов в КВШ стал ощущаться «кадровый голод». Набор в школу осуществлялся в прежнем объёме и даже более того, а опытных преподавателей не хватало. Кроме того, опыт русско-японской войны показал, что судовые водолазы плохо справлялись с заделкой пробоин в корпусах судов, если такие работы выполнялись вне доков, с помощью кессонов или, как их называли водолазы КВШ, «бортовых ящиков». «Находя нарекание на военных водолазов столь же естественным в прошлом, сколь недопустимым в будущем,… были введены в школе занятия по измерению нарисованных внутри школьного бака пробоин…». Для практических упражнений Водолазной партии было предложено рисовать пробоины на специальных щитах, установленных между ряжами пристани, и на борту «Опричника». Однако «умение починять» пробоины могла дать только практика, поэтому был составлен «проект учебного «бортового ящика» применительно к борту учебного судна «Опричник», после чего задания по заделыванию подводных пробоин были введены в практические занятия Водолазной партии.

8-го ноября 1904-го года начальник КВШ капитан 2-го ранга А. А. Кононов был назначен командиром мореходной лодки «Храбрый», направляющейся в Средиземное море в составе международных сил по поддержанию мира и безопасности на острове Крит. Исполнять обязанности начальника Водолазной школы и партии в очередной раз было поручено лейтенанту М. К. фон Шульцу. К этому времени в постоянном составе КВШ почти не осталось преподавателей. Приказом по школе часть занятий с нижними чинами была поручена слушателям офицерам. Эта не простая ситуация отразилась и на объёме работ, выполняемом в эти годы Водолазной партией. Среди наиболее значительных, тем не менее, можно упомянуть работы на броненосце «Орёл» с 8-го по 15-е мая 1904-го года, а в 1905-м году – работы по снятию с камней миноносца № 215. Тогда «работали непрерывно 23 часа. Под миноносец были подведены пластыри, из него выкачена вода и через 23 часа он был выведен с камней, сдан командиру «Африки» и отбуксирован в гор. Кронштадт, для исправления».
12-го июля 1905-го года вернулся из командировки в Средиземное море и приступил к своим обязанностям начальник Водолазной школы и партии капитан 1-го ранга А. А. Кононов. Однако уже 21-го июля, всего через 9 дней, он вступил в должность командира 7-го флотского экипажа в Кронштадте. Вновь временным начальником КВШ стал лейтенант Макс Константинович фон Шульц, окончательно утверждённый в этой должности 2-го апреля 1906-го года, одновременно с присвоением ему чина капитана 2-го ранга.

Арина
Мельникова

(Продолжение следует…)

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: