К 100-летию ледокола «Волынец»
В 2014 году самому старому на Балтике ледоколу, известному старшему поколению кронштадтцев, как «Волынец», исполняется 100 лет. Ледокол был построен в Германии в 1914 году для обеспечения Ревельского порта (Таллин) и поначалу носил название «Царь Михаил Фёдорович». После революции получил новое имя «Волынец» — в честь солдат Волынского полка, первыми перешедшими на сторону советской власти.
Во время известного Ледового похода 1919 года – перевода Балтийского флота из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт — ледокол был захвачен сторонниками Белого движения и остался в Финляндии, где использовался до 1922 года как «Вяйнемяйнен». Затем финская сторона передала ледокол Эстонии, где он получил новое имя «Суур Тылл» — в честь былинного героя сааремасского эпоса. С этим именем он и вошёл впоследствии в состав советского флота, участвовал в героическом прорыве кораблей из Таллина в Кронштадт в 1941 году. Уже в блокадном Ленинграде был вновь назван «Волынцем», прослужив в составе вспомогательного флота до 1988 года. Сегодня это – филиал Эстонского Морского музея в Таллине, где ледокол сохраняется под его эстонским именем.
В год 100-летия ледокола морские историки России, Эстонии и Финляндии планируют целый комплекс мероприятий, в том числе проведение научно-исторической конференции, организацию выставок и выпуск исторической книги с рабочим названием «Царь-ледокол».
Музей истории Кронштадта обращается с просьбой за помощью к жителям Кронштадта и Ломоносова, где до 1988 года базировался ледокол, к бывшим членам экипажа прославленного ледокола и их родственникам: поделиться информацией, фотографиями и артефактами (может быть, даже временно) – для книги и выставок. Интерес представляет ВСЁ, что связано с историей ледокола, в том числе имена и фамилии членов экипажа, и, в первую очередь, капитанов и старших механиков ледокола в разное время, окраска судна, его бортовые номера, наиболее значимые и примечательные события, оставшиеся в памяти и пр.
комментариев 13
Мой дед, Николаев Степан Александрович, служил на «Сууртыле» с августа 1941 по весну 1942.
А Вы не можете связаться с Музеем истории Кронштадта. Телефон 435-08-73. Может быть у Вас остались какие-то фотографии, письма и др.?
В статье ошибочно указан год Ледового похода — не 1919, а 1918!
23 марта 1918 г. вооруженный ледокол «Волынец», вышедший из Гельсингфорса для промера форватера, был захвачен группой финнов, севших на корабль под видом гражданских пассажиров. В заговоре участвовал командир ледокола С.И.Юхневич…
Родился в Кронштадте-в 1973г закончил 422 школу -30 лет ходил в море из Ломоносова и Кронштадта
Конечно Волынец помню еще как зимнее траспортное средство
Мой покойный отец-кап 1 ранага-доктор исторических наук поднимал вопрос о невозможности продажи
нашей морской истории
Был очень жестко поставлен на место Волынец не передали чухонцам-его продали за деньги
Как и многие корабли ВМФ в то время
Случайно в строительном мусоре попалась картина — Волынец во льдах под красным флагом
Видимо была нарисована одним из членов экипажа
Сохранил — отреставрировал
(Кстати ботик Петра — новодел после реставрации-настоящий в частной коллекции — информация 100)
Я имел честь работать на «Волынце» 3-м помощником капитана с 1976 по 1978 г. г . Капитаном был Гусихин Алексей Алексеевич, потом его сменил Ильяшенко Олег Леонидович. Начальником радиостанции была ветеран ВОВ, служившая в радиоразведке, Макарова Анна Степановна. Имел даже раритет — медный кренометр, установленный в ходовой рубке с постройки. С разрешения 2-го помощника Пыжова Г. поменял его на современный. Но, к сожалению, при переезде на новую квартиру был утерян. Для меня это была трагедия. Осталась одна фотография — «Волынец» во льдах с бортовым номером П-884. В 1979 г. 21 сентября, как почетный член экипажа, был приглашен на торжественное собрание и банкет — отмечали 65-летие ледокола. В настоящее время в Таллинне живет приемная дочь капитана «Волынца» СИЛЬВЕРЕ — Марина Валгемяэ, которая была на ледоколе еще ребенком и очень любит этот пароход. Наверное, у нее есть какие-то материалы и фотографии. Очень жаль, что его продали в Эстонию. Best regards, Сергей.
Я после окончания Ломоносовского Мореходного училища бал назначен на Волынец 4-м механиком с 15 апреля до 25 августа 1953 г .в связи с уходом на учёбу. Мои подчинённые: трюмный Шикуткин, из Выборгской школы юнг. и электрики Пашенцев и Шелков, бывшие подводники. При мне были демонтированы два палубных подъёмных крана, предназначенных для погрузки угля и ставшие ненужными после перевода паровых котлов на жидкое топливо и пол моему эскизу была изготовлена прожекторная площадка.смонтирована
Капитаном тогда был Георгий Иванович Иванов, Ст. механиком-Ванюхин. третьим механиком -Антонов Виктор Михайлович. Старожилом ледокола с довоенных пор был кочегар Селенбах (швед по национальности
с уважением!- Алеппо И.Г.
в 1968году проходил на ледоколе ВОЛЫНЕЦ практику в Кронштадте.прекрасный пароход был.
Мой отец Машков Александр Михайлович служил на корабле c 1941 по 1946, в последнее время командиром БЧ-2. Он с моей матерью отпраздновал первую свадьбу после победы на корабле всем сотсавом. Может у кого-то есть фото с этой свадьбы. С наступающим Днем Победы
Ошибка — назвал отца своим именем. Мой отец — Машков Михаил Дмитриевич служил на корабле с 1941 по 1946.
Мой дед, Лукманова Ахнав Халимович служил на нем с 1941 -1950 года.есть несколько фотографий с ледокола
http://militera.lib.ru/db/trifonov_vi/index.html Книга о 1941-42 м годах на ледоколе
Мой дед,Вальта Борис Францевич,был капитаном Волынца,но недолго.Фамилия наша была»неудобной».
Мой дед, Андреев Гавриил Андреевич, ходил кочегаром на «Царе Михаиле Федоровиче» с 23 июля 1914 года