Основание и первые годы работы
Кронштадтской Водолазной школы

Временный заведующий Водолазной школой П. С. Бурачек

«Пускай же нынешнее лето будет опытное…»

Кронштадтская Водолазная школа (КВШ) была создана по инициативе, под руководством и наблюдением капитана 1-го ранга В. П. Верховского. Проект её создания, составленный в 1881 году, был подан через Инспекторский департамент Морского Министерства заведующим минной частью во флоте контр-адмиралом К. П. Пилкиным. При этом Управляющий Морским Министерством контр-адмирал И. А. Шестаков положил резолюцию: «пускай же нынешнее лето будет опытное, т. е. дать все необходимые средства, штаты же составятся впоследствии». Первым начальником Кронштадтской Водолазной школы был назначен капитан-лейтенант А. Леонтьев, его помощником — инженер-механик штабс-капитан Н. П. Гаврилов.
Официальной датой учреждения КВШ считается 4 мая 1882 года. Однако набор в неё офицеров и нижних чинов из флотских экипажей, размещавшихся в Кронштадте, был проведён ещё в марте. Первые теоретические занятия с офицерами и нижними чинами (они, естественно, проводились раздельно) проходили в 3-м губернском флигеле (ныне дом по улице Петровской, 10, к. 2), спуски же тренировали у Петербургской пристани.
Для проведения летних практических занятий была сформирована Водолазная партия, в которую приказом командира кронштадтского порта были назначены всего десять офицеров «… и 64 ученика нижних чина, кроме этого, офицер, заведующий водолазными аппаратами, доктор, шкипер, два вольнонаёмных водолаза и 14 нижних чинов, в числе которых: минёры, машинисты и постоянные вахтенные». Среди офицеров были и преподаватели, и те, кто только собирался обучаться водолазному делу. Различия между первыми и вторыми были не велики, это был коллектив единомышленников, объединённых, кроме приказа, одной целью — поднять качество обучения водолазному делу на новый уровень. Офицеры- преподаватели, обучавшие водолазов в первый год, сами получили звание водолазного офицера только на следующий. Так, помощник начальника КВШ штабс-капитан Гаврилов получил звание водолазного офицера в 1883 году, а вместе с ним и другие преподаватели — лейтенанты Владимир Дитерихс и Николай Есиновский. Опытные преподаватели были необходимы и для занятий с нижними чинами, причём такие, которые могли легко найти с ними общий язык и доступно объяснить азы водолазного дела. Поэтому было принято решение: «для занятий с учениками-матросами нанять двух водолазов в качестве указателей». Это были два вольнонаёмных водолаза, назначенных в Водолазную партию — так называлась Водолазная школа во время летних практических занятий. Впоследствии указатели набирались из числа наиболее успешно окончивших обучение нижних чинов. В 1882 году Водолазная партия практиковала спуски в финляндских шхерах — «в бухте Перно, в 8-ми милях от города Ловиза» (современная Ловииса – прим. автора). Занятия эти не отличались сложностью. Осенью планировалось начать не только теоретические, но также и практические занятия. Для того, чтобы осуществлять спуски под воду даже зимой, имелся «особый чан достаточных размеров». Однако как и в каком объёме проходили зимние занятия, неизвестно, поскольку приказы по школе с сентября по май в первые несколько лет её существования либо не сохранились, либо отсутствовали. На этом основании в «Материалах к историческому очерку 25-летия водолазной школы 1882-1907 гг.» преподаватель и доктор водолазной школы Н. А. Есипов писал: «зимних занятий в первые года никаких не проводилось». Если это так, то можно предположить, что в это время обучение в КВШ мало отличалось от обучения у портовых водолазов.

Временный заведующий Водолазной школой

Летом 1884-го года между преподавателями КВШ возникли разногласия, касающиеся, как технических аспектов водолазных спусков, так и общей организации работы в школе. По-видимому, результатом этого конфликта стало решение поручить с 20 сентября 1884 года «временное заведование водолазной школой… командиру монитора «Лава» капитану 2-го ранга Бурачку 2-му». «С этого момента сразу вводится порядок в школе…» — пишет Н. А. Есипов. «В первый раз объявляется расписание занятий… Заведены классные журналы». В качестве наглядных пособий «заведены чертежи… узлов» водолазного снаряжения, «а также чертежи частей судна». Впервые было введено обучение «починке резиновых рубах», чем ранее «занимались только указатели» (это делалось для того, чтобы в плавании судовой водолаз мог сам чинить водолазное снаряжение). Новым начальником отдаются указания преподавателям «взять на себя труд главной редакции по составлению описательного и практического курса водолазного дела». Таким образом, начинается самостоятельная подготовка преподавательским коллективом школы методических и учебных пособий, а также разработка программ обучения.
«Еженедельно назначаются собрания гг. преподавателей». Составляется подробнейшая документация, связанная с проведением практических занятий, как в школе, так и в Водолазной партии. Изменения коснулись не только организации учебного процесса, но выразились в стремлении поставить обучение на новый научно-технический уровень. Только после назначения начальником школы П. С. Бурачка была выполнена, казалось бы, совсем простая и очевидная, но жизненно важная задача — «введена однообразная сигнализация водолазу», то есть была выполнена систематизация условных сигналов для связи с водолазом, находящимся под водой. Для школы заказываются и закупаются необходимые книги и их переводы. За границей заказываются новые водолазные аппараты и принадлежности, употребляемые при водолазных работах. «В виду того, что никто из офицеров, даже обучающих, не имеет никакого представления о фонарях и телефонах…, предписывается ввести чтение по этим предметам». Кроме того, обучающимся в школе офицерам «разрешено… посещать лекции по физике и химии в минном классе». Разрабатываются программы «поверочных испытаний водолазов первых двух выпусков», а для тех, кто эти испытания не прошёл, предлагается устроить «повторительные курсы, хотя бы в течение одного осеннего месяца». Это нововведение не было разовым, впоследствии такие «курсы повышения квалификации» водолазов проводились регулярно. Ученикам-офицерам было предписано самостоятельно, без помощи указателей, выполнять все работы, связанные с подготовкой и спуском в воду. Значительно большее внимание стало уделяться гигиене водолазного дела. Именно под руководством П. С. Бурачка преподавателями школы были впервые составлены «Правила обращения с водолазными аппаратами…», определяющие в том числе и «технические обязанности водолазов», а также «Правила ухода за заболевающими при водолазных работах», изданные Морским ведомством в 1886 году. Это был прототип правил водолазной службы. Они были просты и лаконичны, содержали самые необходимые требования к водолазу при проведении водолазных спусков и работ.

П. С. Бурачек — представитель славной морской династии

Говоря об этом кратком, менее полугода, но поворотном периоде истории Водолазной школы, нельзя не рассказать о её временном начальнике — Павле Степановиче Бурачке. Тем более что почти вся его жизнь связана с Кронштадтом. Он родился 24 декабря 1837 года в дворянской семье (шляхетский род Бурачков происходил из Могилёва). Двенадцать представителей рода Бурачков в 4-х поколениях служили Российскому флоту. Первым был отец П. С. Бурачка — Стефан (Степан) Онисимович Бурачек (1800-1876), поступивший, вероятно, по совету родственника своей мачехи Ю. Ф. Лисянского, известного мореплавателя, в 1812 году в училище корабельной архитектуры в Санкт-Петербурге. Впоследствии С. О. Бурачек стал генерал-лейтенантом, известным корабельным инженером, автором многочисленных научных публикаций, литератором и литературным критиком, редактором и издателем журнала «Маяк», автором нескольких трудов на православные темы. Более тридцати лет С. О. Бурачек преподавал в офицерских классах при Морском кадетском корпусе (в 1862 году преобразованных в Академию). Оба его сына — Евгений и Павел — связали свою жизнь с Российским флотом.
Павел Степанович Бурачек восьмилетним мальчиком был помещен в Морской кадетский корпус. В 1854 году он был зачислен «в службу» в звании корабельного гардемарина. Во время Крымской войны, как сказано в его послужном списке, «в походах против неприятеля находился», участвуя в обороне Кронштадта, однако «в сражениях не был». За участие в Крымской войне в 1856 году П. С. Бурачек был награждён своей первой наградой — бронзовой медалью в память войны 1853-1856 годов на Андреевской ленте. В этом же году, по окончании кадетского корпуса, П. С. Бурачек получает чин мичмана и сразу же поступает в офицерские классы.
Карьера П. С. Бурачка складывалась удачно. Всю свою жизнь он прослужил на Балтике, почти всё время жил в Кронштадте. Исключение составляет лишь плавание в 1861-1864 годах в составе Тихоокеанской эскадры капитана 1-го ранга А. А. Попова к западным берегам Америки и «по портам Восточного океана» сначала на винтовом корвете «Богатырь» (1861-1862), а затем на винтовом корвете «Рында» (1862-1864). На Балтийском флоте П. С. Бурачек служил на разных кораблях: корветах «Рында» и «Богатырь», учебно-артиллерийском корабле «Император Николай I», в должности старшего офицера на мониторе «Перун» и фрегате «Адмирал Чичагов», офицером по минной части на фрегате «Петропавловск», командовал монитором «Лава», плавучей батареей «Первенец», фрегатом «Адмирал Спиридов», броненосной батареей «Кремль». В 1890 году П. С. Бурачку было присвоено звание контр-адмирала и тогда же он становится младшим флагманом Балтийского флота. В 1894 году контр-адмирал Бурачек был избран председателем комиссии по производству морских артиллерийских опытов. В 1898 был уволен в отставку с производством в чин вице-адмирала. После отставки Павел Степанович с семьей жил в Санкт-Петербурге, был членом правления Императорского Общества спасения на водах. В 1910 году вышла его книга «Заметки о флоте», подытожившая его мысли и опыт, накопленный за долгие годы службы на флоте. Скончался Павел Степанович Бурачек в 1916 году в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском кладбище.
Наряду с удачной военной карьерой П. С. Бурачек активно занимался общественной деятельностью, благотворительностью. «Будучи молодым офицером, я имел обыкновение ходить к ранним обедням, которые служил отец Иоанн, и часто становился на клирос, читал и пел за псаломщика», — вспоминал сам Павел Степанович. Будучи не только сподвижником, но и духовным сыном о. Иоанна Кронштадтского, он с 1882 года занимал должность председателя Совета Приходского Попечительства при соборе Св. Андрея Первозванного. Находясь в этой должности, делал всё возможное для создания в Кронштадте Дома Трудолюбия. Кроме того, П. С. Бурачек занимался изданием трудов о. Иоанна, в частности, изданием «Слов» в 1895 году. Старший сын Павла Степановича, Степан Павлович Бурачек, вспоминал: «Батюшка отец Иоанн был большой друг моих покойных отца и матушки Юлии Аполлоновны; всех нас, 8 человек детей, он крестил как священник, а некоторым был и крёстным отцом». Все четыре сына Павла Степановича стали, как и их отец, и дед, офицерами Российского Императорского флота.
Старший — Степан Павлович (1880-1958) — служил на крейсере «Новик», участвовал в попытке спасти эскадренный миноносец «Стерегущий», в обороне Порт-Артура. Возвратившись на Балтику, служил на кораблях в Гельсингфорсе, командовал флотским экипажем в Або. В 1910-1911 годах был старшим офицером броненосного крейсера «Россия». Командовал дивизией траления Северного Ледовитого океана. С ноября 1918-го года С. П. Бурачек — участник белого движения в составе войск Северного фронта. Эмигрировал в 1920 году в Норвегию, затем в 1921 в Югославию, а после 1945-го — в США. Он длительное время переписывался с И. К. Сурским (Я. В. Илляшевичем), принимая самое активное участие в создании книги об о. Иоанне Кронштадтском. В 1950-1953 годах С. П. Бурачек в числе двух других мирян входил в Комитет по увековечиванию памяти Батюшки, возглавляемого архиепископом Иоанном (Максимовичем).
Аполлон Павлович Бурачек (1882-1940) в 1900 году в числе первых окончил Морской Кадетский корпус и уже в 1904 году, будучи старшим штурманским офицером на броненосце «Сысой Великий», в составе эскадры вице-адмирала З. П. Рожественского принимал участие в Цусимском сражении. Броненосец затонул в Цусимском бою, а А. П. Бурачек был подобран японцами и попал в плен. После возвращения в Россию служил на кораблях Балтийского флота. В 1908 году, находясь в плавании в Средиземном море в качестве штурмана на учебном крейсере «Адмирал Макаров», принимал участие в спасении жителей Мессины на Сицилии, пострадавших от землетрясения. Перед Октябрьской революцией в чине капитана 2-го ранга он служил в Гельсингфорсе, командуя канонерской лодкой «Бобер». После Октябрьской революции эмигрировал в Эстонию.
Павел Павлович Бурачек (1884-1904), крестник о. Иоанна Кронштадтского, после окончания Морского кадетского корпуса в 1902 году служил на крейсере 1-го ранга «Аскольд». Затем был назначен флаг-офицером при штабе адмирала С. О. Макарова. Погиб вместе с ним на броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 года.
Самый младший сын Павла Степановича Бурачка — Николай Павлович (1893-1937?) — как и его старшие братья, служил на Балтийском флоте, окончив Морской кадетский корпус всего за три года до Октябрьской революции. Остался в России. Служил на кораблях Балтийского флота. В чине капитана 1-го ранга в 30-е годы командовал учебным судном «Комсомолец». С 1935 года преподавал в Военно-морской академии. В 1937-1938 годах был арестован, и его дальнейшая судьба неизвестна.

Грамотный офицер и деятельный организатор

Деятельность Павла Степановича Бурачка на флоте была связана преимущественно с минным и артиллерийским делом. Ещё в 1866 году он окончил курс в учебно-артиллерийском отряде, и в дальнейшем много времени уделял развитию морской артиллерии и подготовке морских артиллеристов. Почему же именно П. С. Бурачку поручили временно заведовать Водолазной школой? Оказывается, подобный опыт в его военной карьере уже был.
Как написано в его послужном списке, в 1876 году приказом Главного командира кронштадтского порта П. С. Бурачек был назначен заведующим школой машинистов и кочегаров. По-видимому, назначение было удачным — П. С. Бурачек был не только грамотный офицер, но и деятельный организатор, способный за короткое время наладить учебный процесс. Поэтому, когда в 1884 году возникла необходимость в срочном наведении порядка в деятельности Кронштадтской Водолазной школы, Павел Степанович был назначен её заведующим. Временно, оставаясь командиром монитора «Лава», поскольку водолазное дело не было его основной военной специальностью. И уже 28 января 1885 года заведующим Водолазной школой стал капитан-лейтенант Н. М. Оводов, прослуживший на этой должности более десяти лет и, по сути, сделавший Кронштадтскую Водолазную школу центром водолазного дела не только на Балтике, но и в России.

Арина МЕЛЬНИКОВА

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: igorgor | 15.03.2013 в 18:34

С П Р А В К А
Кронштадт –
навечно, колыбель русского водолазного образования.

В 1882 году по Указу Императора Александра III была учреждена Кронштадтская Водолазная Школа. Школа дала России не только плеяду выдающихся водолазов и специалистов, но и послужила объединительным звеном для инженеров и конструкторов, врачей и физиологов, учёных с мировыми именами. Историкам ещё предстоит дать оценку этому выдающемуся звену в мощной цепи развития сил морского могущества России. Однако, специалистам, глубоко посвящённым в тему водолазного дела, бесспорно ясно, что Кронштадт – навечно колыбель русского водолазного образования.
Водолазы России отметили 130–й юбилей Кронштадтской Водолазной Школы 5 мая 2012 года.
После Революции и создания ЭПРОНа школа перебазировалась в «тёплые края», став Балаклавской водолазной школой, на базе которой был создан водолазный техникум.
За прошедший нелёгкий исторический период водолазная школа описала циркуляцию — кочевала в Волжский и Астрахань, в посёлок Слюдянка на озере Байкал, снова в Балаклаву и в бухту Карантинная в Севастополе. Школа дала обильную поросль в виде курсов подготовки спортсменов-подводников и аквалангистов при морских клубах ДОСААФ, во многих приморских городах России. Водолазный техникум, в котором готовивили высшую касту – водолазных специалистов, перевели из Балаклавы в город Ломоносов, затем в город Пушкин. С 1980 года кораблестроительный факультет училища имени Ф.Э.Дзержинского начал выпуск водолазных специалистов с высшим образованием.
Наконец круг звеньев водолазной цепи замыкается историческим событием – в 2012 году, группой энтуазистов, на основе небольшой частной коллекции водолазного снаряжения и военных артефактов собирателя Шатрова В.Н., создан Кронштадтский морской музей. Кто-то сказал, что музей это прошлое. Да нет! Музей – это основа будущего! Из тысяч школьников вошедших в музей, за первый год его жизни, выйдут новые энтузиасты освоения глубин.
Современное развитие водолазного дела опирается на — освоение подводных газовых и нефтяных месторождений и других ресурсов шельфа морей и океанов, на которые так богата наша страна. Эта высокоэффективная экономическая деятельность не может осуществляться без применения самых высококвалифицированных водолазов – глубоководников и акванавтов.
В умах современной водолазной общественности вызревает дерзкий план – возродить в городе Кронштадт современную водолазную школу. Построить её по хорошо проверенному историей ступенчатому принципу образования – курсы, школа, училище, техникум, ВУЗ, развивать научно-исследовательские и опытно-конструкторские структуры. Создавать инновационное производство серийных образцов водолазного снаряжения и оборудования.
Ура Дню водолаза!!!

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: