25 лет «радужной» жизни

Двадцать пять лет назад над Кронштадтом вознеслась «Радуга». Яркое, красочное явление, свежее и радостное. Выросший из танцевального кружка ансамбль народного танца под руководством Заслуженного работника культуры России Галины Ивановны Кокошниковой в воскресение, 19 мая, отмечает юбилей и приглашает всех в Кронштадтский Дворец молодёжи на свой концерт «Радуга» собирает друзей». Начало в 15.00. Вход свободный.

В репертуаре ансамбля некоторые танцы держатся около 15 лет, например, «Барыня». Исполнить главную партию в этом танце мечтали все девочки, занимавшиеся в «Радуге». В разные годы «Барыню» танцевали Елена Коптева, Лариса Акимова, Ирина Козлова, Евгения Беликова — и каждый раз Галина Ивановна меняла номер, выстраивая его под солистку. Сейчас «Барыню» не танцуют, но Кокошникова планирует её возобновить как только почувствует, что у неё есть сильный мужской состав.

Официальным годом рождения ансамбля считается 1988. До этого Галина Ивановна, приехавшая в 1985-м в Кронштадт из Тамбова, где 5 лет преподавала в Культпросветучилище, учила танцевать рабочих Морского завода, их жён и только потом детей. В 1987 году на выступлении первых юных воспитанников Галины Ивановны в ДПШ присутствовал мэр финского города Котка, который и пригласил талантливых детей выступить в Финляндии — с этой поездки начались заграничные гастроли «Радуги». С неё, можно сказать, началась и сама «Радуга».
— Тогда мы были просто танцевальным кружком, дети от 4 до 12 лет занимались вместе… — вспоминает Галина Ивановна. — Но, вернувшись из первой заграничной поездки, я поняла: надо делать что-то серьёзное — и создала школу-студию. Я видела, что классическая школа в Петербурге (тогда Ленинграде) очень сильная и создавать ещё один коллектив этого направления не имеет смысла. А вот народные танцы — слабое место в Северной столице. У меня московская школа, мне нравились народные танцы.
Зная, что чисто фольклорный танец тяжёл для восприятия и не пригоден для сцены, Галина Ивановна смело внесла в свои постановки игровые элементы, нашла место для импровизаций и даже трюков. В результате чего, каждый из поставленных ею номеров поражал и поражает не только техникой, но и ярко выраженным настроением: задором, молодецкой удалью, лукавым кокетством или потешным баловством. Многие из номеров — «Смоленский гусачок», «Лошкари», «Барыня» — держатся в репертуаре более 10 лет. Однако при смене состава Кокошникова каждый раз по-новому расставляет акценты, а бывает, что и полностью переделывает номера.
Расцвет «Радуги» пришёлся на 1990-е годы. С первым набором детей Галина Ивановна объездила полмира. Список заграничных гастролей впечатляет даже сегодня: Нью-Йорк, Питтсбург, Бордо, Шанхай — в год коллектив совершал по 2-3 заграничные поездки. Выступления проходили на различных площадках: от школьных сцен до Организации Объединённых Наций, где на момент 1990-го года никто из русских, кроме «Берёзки» и «Радуги», ещё не выступал.
— Америка научила меня многому. Научила отмерять концерт по секундомеру и выстраивать номера так, чтобы выступления шли нон-стоп. Я поняла, что надо не только вовремя начинать, но и вовремя заканчивать — чтобы у зрителя, когда концерт закончен, оставалось желание ещё чуть-чуть посмотреть.
В те годы дети у Кокошниковой работали как профессиональные танцоры — занятия шли 5 дней в неделю по 4 часа. Независимо от возраста: и у маленьких, и у больших. Американцы удивлялись работоспособности русских юных танцоров: для них ребёнок шести лет — прежде всего ребёнок, которому нужно играть… Сейчас так думают и у нас, а потому уровень мастерства большинства коллективов заметно снизился, как и количество занятий.
— Раньше я детей отбирала не столько по физическим данным, сколько по характеру. Мне нужны были «пахари» — те, кто мог работать без устали.

Сейчас беру детей, когда вижу, что они хотят заниматься танцами. При этом неважно, сколько им лет — успех не зависит от возраста, он зависит от желания и трудолюбия.
В 2011 году Галина Ивановна Кокошникова приняла приглашение начальника Кронштадтского морского кадетского корпуса Николая Васильевича Довбешко и начала преподавать танцевальное искусство кадетам. С открытием хореографического ансамбля КМКК, с которым теперь тесно сотрудничают девочки из «Радуги», для прославленного кронштадтского коллектива, считает руководитель, наступила новая эра. Повеяло свежим ветром. Впервые, признаётся Галина Ивановна, чтобы ставить интересные многонаселённые номера, ей не хватает девочек.
Девочки с 10-летней школой и начинающие танцевать кадеты, может быть, пока не совпадают в технике. Но мальчишки быстро учатся, а главное, очень хотят танцевать — не только русские-народные танцы, но и вальсы, мазурки, полонезы… В период застоя мне удалось сохранить и накопить силы, которые я вложила в создание нового коллектива.
Плодотворное сотрудничество «радужных» девочек с мальчишками из хореографического ансамбля КМКК уже приносит плоды — на прошедшем 9 мая патриотическом фестивале творчества молодёжи «Сороковые-роковые» номер «Кадриль» занял I место среди танцевальных коллективов Кронштадта. Так что «Радуга» не сдаёт позиций. А ансамбль КМКК набирает опыта, постоянно выезжая на конкурсы и концерты в Петербург. Пока коронным танцем нового ансамбля является, конечно же, «Яблочко».
Честно скажу, если бы не возникло этого предложения со стороны КМКК, трудно сказать, что было бы с «Радугой». Большой сцены нет, класса сейчас тоже нет, так как ДК закрыт — для танцевального коллектива это беда. Пока занимаемся в стенах кадетского корпуса, за что Николаю Васильевичу Довбешко огромное спасибо. Но перевезти туда имущество коллектива — костюмы, реквизит — не было возможности. Пришлось 80 % костюмов отдать в сельский клуб. Оставили только то, чем часто пользуемся.
Однако, несмотря на трудности, настроение у Галины Ивановны боевое. Глаза горят — она соскучилась по работе. По всему чувствуется, что период застоя в прошлом. И «Радуга» ещё подымется над Кронштадтом. Сейчас в амсамбле занимается чуть больше 30 человек — когда-то их было 70. Но Галина Ивановна возлагает большие надежды на кадет (в КМКК сорок танцующих мальчишек) и свою ученицу Ирину Козлову, которая ныне руководит детским хореографическим коллективом «Улыбка» в ДДТ «Град чудес». Объединить усилия и поработать совместно — такая идея уже обсуждается.
— Я сохранила коллектив, я сохранила детей, и мне неважно, кому будет принадлежать ансамбль, и кто им будет руководить, — говорит Кокошникова. — Главное, чтобы «Радуга» жила и продолжала перекидывать мостики от сердца к сердцу. А юбилеев больше не будет.
На последнем (по мнению Кокошниковой) юбилейном концерте зрители увидят известные номера в новой постановке. Поздравить коллектив придут воспитанники «Улыбки» и ансамбля КМКК. В качестве подарка выпускница «Радуги» Евгения Беликова, ныне танцующая в профессиональном танцевальном коллективе «Барыня», представит поставленный ею с воспитанниками «Радуги» танец «Танго». А самые юные «радужата» покажут «Ковбойский танец». В зале с радостью ждут выпускников, детей и их родителей, многие из которых тоже когда-то занимались в этом, самом известном танцевальном коллективе Кронштадта.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора,
Евгения МАТВЕЕВА
и из архива ансамбля

«Я всегда говорю детям: если ты неповторим, иди играй на скрипке или солируй, у нас нет прим и кордебалета, мы, как на футбольном поле, все в одной связке. Учись, и я поставлю тебя на главную партию тогда, когда ты будешь танцевать
не просто хорошо, а здорово».

Галина Кокошникова

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: