«Вешалка» № 2 Восемь вечеров с аншлагом

Второй фестиваль театральных школ «Вешалка» подошел к концу. Он подарил кронштадтцам восемь спектаклей — восемь незабываемых вечеров с 3 марта по 21 апреля — и стал самым востребованным из прошедших в марте-апреле 2012 года мероприятий на базе Кронштадтского Дворца молодежи.

Ажиотаж на входе
Чтобы в течение двух месяцев на спектакли в Дворец молодежи стекались нескончаемые потоки зрителей, чтобы в зале были переаншлаги, а на улице в надежде еще долго стояли те, кому не нашлось места, — такого в КДМ еще не было. А потому, видимо, от неожиданности и неопытности, когда за 20 минут до начала спектакля «Ромео и Джульетта» в зале уже некуда было сесть, администрация Дворца молодежи приняла решение закрыть входные двери. Так что те, кто пришел аккурат к самому началу, вместо спектакля увидели табличку с примерно такими словами: «Приносим извинения, но свободных мест в зале нет».
Ох, сколько звонков потом выслушали в отделе культуры от зрителей, получивших пригласительные (не листовки-флаеры, а пригласительные билеты с местами) и не попавших на спектакль! Соглашусь, что идея с этими билетами была продумана не до конца. Либо вход свободный и садись куда хочешь. Либо все получают пригласительные на входе и рассаживаются согласно указанным там местам. Либо вовсе без мест и пригласительных, хотя с ними как-то солиднее — и на память оставить можно…
Организаторы фестиваля — представители творческого объединения «Культурная столица» — обещали учесть приобретенный опыт. Но, как сказал Алексей Матвеев, главный инициатор, вдохновитель и распорядитель на прошедшем театральном празднике, звонки с жалобами — хороший признак. Значит, фестиваль нужен. Значит, в Кронштадте есть зритель, и он хочет видеть театральные постановки.
На сцене — дипломные работы
Большинство дипломных спектаклей этого года оказалось слабее предыдущих — тех, которые кронштадтцы смогли увидеть благодаря первой «Вешалке» (многие до сих пор вспоминают). Почти половина из свеженьких — камерные, малонаселенные постановки, которые вряд ли могут что-то сказать о курсе в целом, тем более о методах воспитания актеров внутри конкретной мастерской. И все же…
Университет культуры и искусства (мастерская Г. Кустова) порадовал, выпустив к зрителю своих учеников один на один — речь идет о разыгранном почти что на двоих спектакле «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» и моноспектаклях — «Записки сумасшедшего» и «Человеческий голос». На молодого актера в роли запутавшегося, замечтавшегося Поприщина зал смотрел не отвлекаясь, ловя каждую актуальную мысль, ловко всунутую режиссером между гоголевскими строками. Что касается актрисы, которая разыграла пьесу Жана Кокто, то она — эдакая аппетитная красотка, барышня с журнальной обложки — могла бы вести свой монолог о любви, держа в руке не трубку старинного телефона, а маленький новенький айфон. Возможно, если бы антуража в этом спектакле было бы меньше (ни к чему чемоданы, патефон и ширмы), представленная трагедия оставленной женщины смогла бы стать общей на все времена, более символичной, как ее и задумывал Жан Кокто. Но получилась интересная серия «Секса в большом городе» — только в кринолине и под надрывающийся голос Пиаф.
Государственный университет (мастерская В. Лобанова), показавший нам «Даму с камелиями», оставил в недоумении. Либо на курсе только четыре достойных актера, либо показать совсем нечего?! Иначе непонятно, зачем они привезли эту обкорнанную, согласно режиссерскому решению, постановку. От литературного материала Дюма-сына остались лишь основные события, отобранные для четырех персонажей (два главных и два второстепенных). Возможно, ход такой был придуман, чтобы сделать интимной и камерной историю, которую обычно играют слишком пышно и размашисто… на оперной сцене. Но привел он к тому, что спектакль на просторной площадке КДМ выглядел вялотекущим, со множеством пауз и пустот. И лишь божественная музыка Верди из «Травиаты» давала силы досмотреть его до конца.
Балтийский институт экологии, политики и права (мастерская С. Соловьева) привез шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта» — ее больше всех ждали. И ожидания зрителей оправдались: спектакль вышел озорным, шумным, динамичным и удивительно молодым. Нет ни тяжелых кринолинов, ни бархатных штор, нет толпы статистов на сцене. Ничего лишнего. Все внимание к актерам. Именно распределением ролей и непривычными образами заинтересовала постановка. Священник Лоренцо с гладко выбритой головой буддистского монаха, комическая кормилица без признаков старости и, в отличие от довольно стандартного Ромео, Джульетта — не утонченная красавица, а девушка с широкой костью. У нее нет изысканных манер, в движениях и позах она несколько грубовата, но зато естественна. Именно естественность, природная чистота лица и души составили главную обворожительную силу этой Джульетты. А еще ненаигранная пылкость чувств — какая может быть только в юности.
Самый же сильный спектакль представил Гуманитарный университет профсоюзов (мастерская Д. Эстрина). «Эшелон», поставленный по пьесе Михаила Рощина, раскрыл обратную сторону великой войны, вынес на сцену тяжелый походный быт. Трехэтажные нары-кровати, веревки с бельем, буржуйка, тазы и чемоданы — образ эвакуации, которая согнала с насиженных мест женщин и детей, подробно был выстроен на сцене. А за ее пределами, в темноте зала, где гудят бомбардировщики и полыхают пожарища, была война. Война, забравшая мужей… Нет, это был не женский спектакль, мальчишкам тоже нашлись роли. И пусть в этом спектакле не было главных лиц, зато у каждого был свой «звездный час» — такая драматургия как нельзя лучше подходит, чтобы представить весь курс в целом и каждого студента в отдельности. В общем это был лучший ансамбль. Что касается темы спектакля… Многие из сидящих в зале не смогли сдержать слез. Особенно трогательны были бабушки, сами пережившие те тяжелые военные времена. И зал аплодировал стоя.
Разговоры в фойе
Но вот последний спектакль сыгран, и директор Кронштадтского Дворца молодежи Елена Зыкова объявляет: «До свидания, фестиваль «Вешалка — 2012»! Да здравствует фестиваль «Вешалка — 2013»!»
Хочется верить, что этот проект будет жить и развиваться. Потому что востребован и по-настоящему интересен не только его участникам, но и его зрителям. За то время, что в КДМ шли спектакли «Вешалки», на этой же площадке прошло несколько массовых культурных мероприятий, куда публику, как обычно, приглашали в обязательном порядке. На фоне этих созданных для галочки проектов фестиваль театральных школ «Вешалка» выглядит самым неформальным: придуманным для людей и проведенным в удобное для них время. Неудивительно, что он собрал полные залы, в отличие от кинофестиваля «Лучезарный ангел», четвертый прилет которого в Кронштадте вряд ли кто заметил.
После того, как все спектакли были показаны, главный организатор второго фестиваля театральных школ «Вешалка» Алексеей Матвеев рассказал о впечатлениях от публики и площадки, которыми с ним поделились приглашенные актеры и режиссеры, в большинстве своем впервые посетившие Кронштадт.
— Честно скажу, многие режиссеры боялись сюда ехать, боялись вашей публики. Но их страхи оказались напрасными. В Кронштадте, как выяснилось, очень хороший зритель — чуткий и воспитанный. Посудите сами, люди пришли на спектакль бесплатно, их в зале ничто не держит. Не понравилось — встал и ушел. Но они сидят и смотрят. Значит, публике нравится… А гостям нравится площадка: акустика, современное звуковое и световое оборудование — такое, говорят, есть далеко не в каждом театре.
Под занавес фестиваля Алексей Матвеев пожелал выпускникам, чтобы актерская профессия встретила их также тепло, как их лучшие дипломные спектакли встречала кронштадтская публика. Ну а публика, в свою очередь, кричала «Браво!» и желала видеть снова и снова фестиваль театральных школ «Вешалка» в Кронштадте. Хочется верить, что в следующем году на его афишах будут представлены все восемь петербургских вузов, где нынче учат на драматического актера. В том числе моя альма-матер — Театральная Академия на Моховой.

Серафима Белевич
Фото предоставлены творческим объединением «Культурная столица»

Говорят зрители

Ольга Бегунова:
— Я специально сделала себе выходной, чтобы прийти
на спектакль. В прошлом году ходила на всю программу, в этом на какие-то спектакли не успела. Из увиденного очень понравился «Ромео и Джульетта» — просто супер! Зал был полон, за 15 минут до начала спектакля все места уже были заняты. Моей дочке 15 лет, так они чуть ли не всем классом пришли. И всем очень понравилось… На «Эшелон» я пригласила подругу из Петербурга. И она, несмотря на пробки, несмотря на несколько часов дороги, специально приехала в Кронштадт, чтобы сходить на этот спектакль. Конечно, тема тяжелая, сложная, и поэтому радует количество людей в зале. Народ все равно идет и хочет это видеть. Пусть фестиваль приезжает еще. Мы только «за». Ведь кронштадтцам выбраться в Петербург на спектакль сложно. Так что надо было быть совсем не влюбленным в жизнь, чтобы упустить такую возможность и не сходить
на «Вешалку».

Римма Герасимовна Турищева:
— Я посмотрела все спектакли. «Ромео и Джульетта» был просто великолепен. Я смотрела его с внучкой-семиклассницей. «За двумя зайцами погонишься» — на нем душа и тело отдыхали! Но «Эшелон» — оказался наиболее сильным и близким мне. Этот спектакль — бальзам на душу. Такими постановками воспитываются не только зрители, среди которых было много молодежи, но и сами актеры-студенты. Считаю, что патриотизм и уважение к истории своей страны надо воспитывать именно средствами высокого искусства: через музыку, живопись, кино и театр.

Елена Владимировна Зыкова, директор КДМ:
— Зал плакал, зал смеялся,зал замолкал. А теперь он говорит: «До свидания, фестиваль «Вешалка — 2012»! Да здравствует фестиваль «Вешалка — 2013»!»

Алексей Матвеев, директор творческого объединения «Культурная столица»:
— Пусть актерская профессия встречает выпускников театральных вузов также тепло, как их дипломные спектакли встречала кронштадтская публика.

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: